Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2003 N А42-9330/02-С4 Обязанность по распределению суммы налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами различных уровней возложена не на налогоплательщика, а на органы Федерального казначейства РФ, которые и должны, в частности, перечислить соответствующую часть налога в местный бюджет по месту нахождения участка недр.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2003 года Дело N А42-9330/02-С4

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 30.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области на решение от 18.02.2003 (судья Соломонко Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2003 (судьи Сачкова Н.В., Сигаева Т.К., Хамидуллина Р.Г.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-9330/02-С4,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Кольская Горно-Металлургическая Компания“ (далее - ОАО “КГМК“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 21.11.2002 N 663 об уплате 63813844 руб. налога на добычу полезных ископаемых.

Решением суда первой инстанции от 18.02.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2003, ненормативный акт налогового органа признан недействительным.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 18.02.2003 и постановление от 15.04.2003 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права - статей 335 и 343 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), определяющих порядок постановки на учет плательщиков налога на добычу полезных ископаемых и порядок уплаты этого налога, а также статей 23 и 45 НК РФ.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “КГМК“ просит оставить жалобу без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Стороны о времени и месте слушания дела должным образом извещены, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность оспариваемых судебных актов, кассационная инстанция установила следующее.

Налоговая инспекция направила ОАО “КГМК“ требование от 21.11.2002 N 663 об уплате 63813844 руб. налога на добычу полезных ископаемых в срок до 27.11.2002.

Общество посчитало данный ненормативный акт налогового органа незаконным, поскольку названный налог был им своевременно и полностью перечислен в бюджет по платежным поручениям от 27.09.2002 N 2188, от 27.09.2002 N 2183, от 31.10.2002 N 2570 и от 31.10.2002 N 2569. В связи с этим ОАО “КГМК“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования налоговой инспекции.

Налоговый орган, отклоняя требования налогоплательщика, указал на то,
что в нарушение порядка уплаты налога на добычу полезных ископаемых, установленного законодательством о налогах и сборах, Общество уплатило налог в бюджет по месту своего нахождения в городе Мончегорске Мурманской области, а не в бюджет муниципального образования по месту нахождения участка недр - в Печенгском районе Мурманской области.

Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, признали недействительным ненормативный акт налогового органа. При этом суды исходили из того, что статьей 343 НК РФ предусмотрена уплата налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, которым признается территория субъекта Российской Федерации. В связи с этим суды сделали вывод о том, что Общество не нарушило порядок уплаты налога, перечислив суммы, подлежащие уплате, в бюджет по месту своего нахождения в Мурманской области.

Суд кассационной инстанции считает судебные акты правильными и не подлежащими отмене.

Согласно пункту 2 статьи 343 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2002) налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 335 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве плательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом для целей главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых)
расположен участок недр.

Таким образом, налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате на территории субъекта Российской Федерации, где расположен участок недр.

В рассматриваемом случае местом уплаты налога является Мурманская область, которая отнесена к числу субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации.

Следовательно, Общество, перечисляя налог в бюджет по месту своего нахождения в городе Мончегорске Мурманской области, не нарушает порядок уплаты налога, установленный статьей 343 НК РФ.

Необходимо также отметить, что согласно статье 13.1 Закона Мурманской области от 20.12.2001 N 316-01-ЗМО “Об областном бюджете на 2002 год“ уплата налога на добычу полезных ископаемых производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику (организации, индивидуальному предпринимателю) в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Распределение налога на добычу полезных ископаемых производится органами федерального казначейства по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации и названным Законом, в доход федерального бюджета, областного бюджета и соответствующего бюджета муниципального образования по месту нахождения участка недр.

Таким образом, обязанность по распределению налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами различных уровней возложена не на налогоплательщика, а на органы федерального казначейства, которые и должны перечислить соответствующую часть налога в бюджет муниципального образования по месту нахождения участка недр.

Суд кассационной инстанции считает необоснованной ссылку налогового органа на нарушение Обществом статей 23 и 45 НК РФ, которыми установлены обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы и порядок исполнения этой обязанности.

Материалами дела подтверждается, что ОАО “КГМК“ своевременно и в полном объеме перечислило в бюджет налог на добычу полезных ископаемых, в связи с чем у налогового органа не было оснований для направления налогоплательщику требования
об уплате сумм этого налога.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.02.2003 и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2003 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-9330/02-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Печенгскому району Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

НИКИТУШКИНА Л.Л.