Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.09.2003 N А56-1699/03 Поскольку обществом - арендатором государственного имущества соблюдены все условия применения налоговыми агентами вычетов, предусмотренные п. 3 ст. 171 НК РФ, суд сделал правильный вывод о правомерности предъявления обществом к вычету сумм НДС, уплаченных им по договорам аренды.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2003 года Дело N А56-1699/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу Шадринова А.А. (доверенность от 21.07.03 N 03-05/303), от общества с ограниченной ответственностью “Шанхай-Санкт-Петербург“ Кумарина С.А. (доверенность от 02.09.03), рассмотрев 02.09.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу на решение от 06.03.03 (судья Блинова Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 23.05.03 (судьи Градусов А.Е., Цурбина С.И., Дроздов А.Г.)
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1699/03,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Шанхай-Санкт-Петербург“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (правопредшественника Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу, далее - Инспекция) от 24.12.02 N 12006106 об уплате 112061 руб. 53 коп. налога на добавленную стоимость и пеней.

Решением суда от 06.03.03 требование Инспекции от 24.12.02 в части доначисления 103522 руб. и начисления соответствующих пеней признано недействительным.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.05.03 решение от 06.03.03 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, налоговый агент-арендатор не имеет права на налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества, считая их несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.

Законность решения от 06.03.03 и постановления апелляционной инстанции от 23.05.03 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела усматривается, что Общество 30.09.02 обратилось в Инспекцию с просьбой о зачете переплаты налога на добавленную стоимость в счет погашения 103522 руб. недоимки по этому налогу за август - сентябрь 2002 года.

Налоговый орган отказал налоговому агенту в зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость и направил ему требование от 24.12.02 N 12006106 об уплате налогов, пеней и
штрафов, в том числе 106257 руб. 02 коп. налога на добавленную стоимость и 5722 руб. 46 коп. пеней.

Общество не согласилось с названным требованием в части доначисления налога на добавленную стоимость и начисления пеней и обратилось в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций требования заявителя удовлетворили и указали, что арендатор - налоговый агент, как и покупатель - налоговый агент, вправе предъявлять налог на добавленную стоимость к вычету.

Кассационная инстанция считает этот вывод правомерным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно пункту 3 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 кодекса покупателями - налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество является налоговым агентом на основании пункта 3 статьи 161 НК РФ. Согласно названной норме при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Налоговое законодательство не связывает право налогового агента на налоговые вычеты с конкретным видом гражданско-правового договора (купли-продажи). Этот
вывод следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 171 НК РФ, а также из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, согласно которому передача имущественных прав относится к реализации товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения. Поэтому кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку Инспекции на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие заключение договоров аренды и купли-продажи.

В пункте 3 статьи 171 НК РФ указано, что налоговые агенты, осуществляющие операции, перечисленные в пункте 4 статьи 161 кодекса, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям. Общество к таким налоговым агентам не относится.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заявителем соблюдены условия применения налоговыми агентами налоговых вычетов, предусмотренные в пункте 3 статьи 171 НК РФ, а следовательно, Общество правомерно предъявило к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный им по договорам аренды.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 06.03.03 и постановление апелляционной инстанции от 23.05.03 законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.03.03 и постановление апелляционной инстанции от 23.05.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1699/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

ЛОМАКИН С.А.