Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2003 N А26-7905/02-23 Довод ИМНС о том, что обществом, являющимся исполнителем работ по государственному оборонному заказу, был пропущен срок подачи заявления на проведение списания задолженности по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, правомерно отклонен судом, поскольку этот срок был продлен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2003 года Дело N А26-7905/02-23

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии от открытого акционерного общества “Онежский тракторный завод“ юрисконсульта Кюлленен О.Э. (доверенность от 25.12.2002), заместителя главного бухгалтера Юшева А.А. (доверенность от 19.02.2003 N 57-110), рассмотрев 12.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.04.2003 по делу N А26-7905/02-23 (судья Одинцова М.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Онежский тракторный завод“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия
с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - Инспекция) от 04.12.2002 N 2-54/41544 об отказе в списании задолженности по уплате пеней, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов.

Решением от 01.04.2003 суд удовлетворил заявление Общества, признав решение Инспекции не соответствующим нормам налогового законодательства.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Налоговый орган ссылается на то, что в силу подпункта “б“ пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 “О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды“ (далее - постановление Правительства РФ N 251), срок проведения списания установлен только до 01.11.2002. Поскольку положение подпункта “б“ пункта 2 постановления Правительства Республики Карелия от 11.11.2002 N 136-П “О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в республиканский бюджет Республики Карелия и Территориальный дорожный фонд Республики Карелия“ (далее - постановление Правительства РК N 136-П) об установлении срока списания до 01.12.2002 не основано на действующих нормативных актах, налоговый орган считает, что в данном случае в
проведении списания отказано обоснованно.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность ее доводов.

Представители Инспекции, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представители Общества отклонили доводы кассационной жалобы.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела Общество 28.11.2002 обратилось в Инспекцию с заявлением о проведении на основании постановления Правительства РК N 136-П списания задолженности по пеням, начисленным на 01.01.2002. Налоговый орган решением от 04.12.2002 N 2-54/41544 отказал в удовлетворении заявления налогоплательщика со ссылкой на то, что подпунктом “б“ пункта 3 постановления Правительства РФ N 251 срок для проведения списания установлен до 01.11.2002.

Кассационная инстанция считает, что отказ Инспекции нарушает права Общества и правомерно признан судом недействительным.

Пунктом 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Частью 2 статьи 88 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ (в редакции от 25.07.2002) продлен до 01.11.2002 срок проведения реструктуризации задолженности (основного долга, процентов, пеней и штрафов) для предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по федеральным
налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), образовавшейся по состоянию на 1 января 2002 года. При этом установлено, что порядок проведения реструктуризации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данного положения постановлением Правительства РФ N 251 установлен порядок списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. Подпунктом “б“ пункта 3 этого нормативного акта срок проведения списания указанной задолженности установлен до 01.11.2002. Согласно же пункту 4 постановления Правительства РФ N 251 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить списание задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, с учетом условий, предусмотренных данным постановлением.

Постановлением Правительства РК N 136-П, изданным 11.11.2002, установлена обязанность Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия осуществить до 1 декабря 2002 года списание задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в республиканский бюджет
Республики Карелия и Территориальный дорожный фонд Республики Карелия.

В рассматриваемом деле Инспекция не оспаривает то обстоятельство, что Общество является исполнителем работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов и вследствие несвоевременной оплаты этих работ имеет задолженность по налоговым платежам, зачисляемым в республиканский бюджет Республики Карелия и Территориальный дорожный фонд Республики Карелия. Поскольку постановление Правительства РК N 136-П издано в пределах соответствующих полномочий и является действующим нормативным актом, суд правомерно решением от 01.04.2003 признал недействительным решение налогового органа от 04.12.2002 N 2-54/41544 об отказе в списании задолженности по уплате пеней, возникшей на 01.01.2002.

Кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку Инспекции на подпункт “б“ пункта 3 постановления Правительства РФ N 251, которым определен срок осуществления списания задолженности по пеням, начисленным на 1 января 2002 г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. Федеральным законом от 24.12.2002 N 180-ФЗ срок списания задолженности продлен до 31.12.2002.

Кроме того, Законом Республики Карелия от 26.11.2002 N 637-ЗРК “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия “О республиканском бюджете на 2002 год“ Правительству Республики Карелия разрешено провести в 2002 году списание задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в республиканский бюджет Республики Карелия и Территориальный дорожный фонд Республики Карелия.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы, а решение суда считает законным и обоснованным.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.04.2003 по делу N А26-7905/02-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

ПАСТУХОВА М.В.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

КОРАБУХИНА Л.И.