Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2003 N А13-607/03-07 Правомерен вывод суда о том, что после 01.01.2001 начисление пеней на суммы недоимки по налогу на пользователей автодорог незаконно, поскольку с этой даты действие акта, которым был установлен порядок уплаты указанного налога, приостановлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2003 года Дело N А13-607/03-07

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества “Аммофос“ Самосюка С.А. (доверенность от 26.11.2002 N 164-150), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 25.03.2003 (судья Богатырева В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 14.05.2003 (судьи Чельцова Н.С., Хвостов Е.А., Осокина Н.Н.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-607/03-07,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Аммофос“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской
области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 17.01.2002 N 6 в части доначисления 1909990 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и начисления 319466 руб. 49 коп. пеней за несвоевременную уплату этого налога.

Решением арбитражного суда от 25.03.2003 заявление Общества удовлетворено частично. Требование налогового органа признано недействительным в части начисления обществу 319466 руб. 49 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.05.2003 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемые акты в части удовлетворения требований заявителя и отказать Обществу полностью. По мнению подателя жалобы, установленная законодательством обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в указанный срок подлежит исполнению вне зависимости от последующего распределения налоговых платежей по уровням бюджета. Налоговая инспекция оспаривает вывод суда о том, что налоговым периодом для налога на пользователей автомобильных дорог является календарный год, по окончании которого должна определяться налоговая база и рассчитываться сумма налога.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, налоговым органом Обществу предъявлено требование от 17.01.2003 N 6 об уплате, в частности, 1909990 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и 319466 руб. 49 коп. пеней за несвоевременную уплату этого налога.

Согласно представленной Обществом декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог в части территориального дорожного фонда за 1-е полугодие 2002 года,
акта сверки расчетов от 11.01.2002 (листы дела 14 - 16), справки о порядке определения суммы недоимки по налогу на пользователей автодорог по состоянию на 17.03.2003 (листы дела 25, 27) в оспариваемое требование включена недоимка по указанному налогу, исчисленному предприятием за 2-й квартал 2002 года, пени начислены на сумму недоимки, возникшую после 01.01.2002.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из статей 1 и 11 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, действовавших до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляется Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.

Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и является федеральным налогом.

Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального
налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ от 18.10.91 N 1759-1 налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды.

В соответствии с подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным налогом, исчисляемым с общей налоговой базы на основании одной декларации по этому налогу, которая представляется по итогам налоговых (отчетных) периодов. Следовательно, предусмотренные статьей 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, то есть должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается в федеральный дорожный фонд.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав все представленные доказательства по делу, сделали, по мнению кассационной инстанции, правильный вывод о том, что начисление пеней после 01.01.01 незаконно, поскольку действие Порядка с этой даты приостановлено, срок платы налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд Вологодской области нормативными актами о налогах и сборах не установлен.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 14.05.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-607/03-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

ШЕВЧЕНКО А.В.