Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2003 N А56-34015/02 До 1 января 2004 года освобождается от обложения НДС стоимость реализации на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июля 2003 года Дело N А56-34015/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Кочеровой Л.И., при участии от Комитета жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования “Волховский район“ его начальника Самолетова А.В. (постановление о назначении на должность от 17.05.2001 N 261) и Коротиной И.Н. (доверенность от 20.06.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Яковлевой С.Г. (доверенность от 08.01.2003 N 156), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение от 31.12.2002
(судья Никитушева М.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 08.04.2003 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-34015/02,

УСТАНОВИЛ:

Комитет жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования “Волховский район“ (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 28.06.2002 N 2370.

Решением суда от 31.12.2002 требования Общества удовлетворены частично. Обжалуемое решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления 23550 руб. налога на добавленную стоимость со стоимости услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, в отношении которых Комитетом в 2001 году применена льгота, 992698,34 руб. налога на добавленную стоимость, предъявленного к вычету на основании ненадлежаще оформленных счетов-фактур; 206994,54 руб. налога на добавленную стоимость, предъявленного к вычету по товарам (работам, услугам), выручка от реализации которых Комитету не поступила, а также наложения штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату этого налога и начисления соответствующих сумм пеней. В остальной части требования Комитета отклонены.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.04.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов в части удовлетворения требований Комитета и эти требования отклонить, ссылаясь на неприменение судами положений подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, статьи 17 Закона Российской Федерации от 25.09.98 N 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и пункта 4 раздела I Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и
населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1073, а также пункта 2 статьи 171 НК РФ при подтверждении правомерности применения налоговых вычетов при отсутствии выручки от реализации товаров (работ, услуг).

В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель Комитета просил жалобу отклонить.

Проверив законность принятых по делу решения и постановления судов, кассационная инстанция установила следующее.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения Комитетом законодательства по налогу на добавленную стоимость за период с 17.05.2001 по 31.12.2001. Проверкой выявлен ряд допущенных Обществом нарушений, которые отражены в акте от 14.06.2002 N 2210.

В результате проверки, в частности, установлено, что в период с июня по декабрь 2001 года Комитет неправомерно использовал льготу по налогу на добавленную стоимость, предусмотренную подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении оборотов по реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в сумме 117751,37 руб., поскольку, в нарушение требований пункта 6 названной статьи, у Комитета отсутствовала лицензия на осуществление этого вида деятельности.

Кроме того, налоговый орган пришел к выводу, что в нарушение требований статьи 171 НК РФ Комитетом неправомерно включено в состав налоговых вычетов за период с июня по декабрь 2001 года 206994,54 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных Комитетом при оказании услуг объектам социально-культурной сферы (школам, клубам, детским садам, больницам и т.д.), выручка от реализации которых Комитету не поступила.

По результатам вынесено решение от 28.06.2002 N 2370, которым Комитету
по рассматриваемым эпизодам доначислено соответственно 23550 руб. и 206994,54 руб. налога на добавленную стоимость, начислены пени и наложен штраф на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Комитет не согласился с вынесенным решением налогового органа в указанной части и обжаловал его в арбитражный суд.

Суды удовлетворили требования заявителя и признали решение налогового органа в обжалованной части недействительным.

Кассационная инстанция считает такое решение судов законным и обоснованным.

Как правильно указано судами, в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ подпункт 10 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации вводится в действие с 1 января 2004 года.

Здесь же установлено, что до 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Никаких условий применения названной льготы, в том числе ссылок на соблюдение требований пункта 6 статьи 149 НК РФ, статья 27 вышеуказанного закона не содержит.

Кроме того, в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, приведенном в статье 17 Закона Российской Федерации от 25.09.98 N 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, на которую ссылается налоговая инспекция, деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности не указана. Основания для расширительного толкования названной статьи отсутствуют.

Налоговой инспекцией также признано неправомерным применение Комитетом вычетов налога на добавленную стоимость в сумме 206994,54 руб. при
непоступлении выручки от реализации услуг школам, клубам, детским садам, больницам и иным объектам социально-культурной сферы.

Как пояснил присутствовавший в заседании суда кассационной инстанции начальник Комитета, услуги объектам социально-культурной сферы оказывались на безвозмездной основе, поэтому не заключались договоры и не оформлялись счета-фактуры. Однако он настаивал на том, что эти операции признаются реализацией услуг, а, следовательно, объектом обложения налогом на добавленную стоимость, в силу прямого на то указания в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ. На это же указано и в отзыве Комитета на кассационную жалобу.

Налоговая инспекция также считает осуществленные Комитетом операции по реализации товаров (работ, услуг) объектам социально-культурной сферы объектами обложения налогом на добавленную стоимость (что следует из абзаца третьего пункта 2.3 акта выездной налоговой проверки). Однако, установив неотражение Комитетом указанных оборотов в декларациях по налогу на добавленную стоимость, проверяющие никаких предложений о доначислении налога не вносят, в акте их нет. Между тем, согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ, без включения в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж, а в пункте 6 статьи 167 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе дата реализации товаров (работ, услуг) определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

Учитывая признание и налоговой инспекцией, и Комитетом наличия у последнего в июне - декабре 2001 года операций, признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость, - передачи на безвозмездной
основе услуг объектам социально-культурной сферы, Комитет правомерно включил в состав налоговых вычетов 206994,54 руб. налога на добавленную стоимость.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении:

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ;

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Момент предъявления сумм налога к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг), их фактической оплатой (включая сумму налога) покупателем.

Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что Комитетом соблюдены все условия, необходимые в силу статей 171 и 172 НК РФ для предъявления суммы налога к вычету, следует признать законным и обоснованным вывод судов о правомерности предъявления Комитетом 206994,54 руб. налога на добавленную стоимость к вычету.

При таких обстоятельствах жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению, а решение и постановление судов - оставлению в силе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 08.04.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-34015/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

КОЧЕРОВА Л.И.