Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.07.2003 N А56-30619/02 Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, перечисляют удержанную сумму подоходного налога по месту своего нахождения и месту нахождения своих обособленных подразделений. Неуплата этого налога по месту нахождения обособленного подразделения влечет непоступление части налога в местный бюджет, на территории которого находится это обособленное подразделение, и является основанием для применения налоговой ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2003 года Дело N А56-30619/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Дмитриева В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Рекорд-Сервис“ начальника юридического отдела Ивановского Ю.М. (доверенность от 07.07.2003 N 33), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Гатчине Ленинградской области ведущего специалиста Ботниковой И.А. (доверенность от 07.02.2003 N 01/2560) и специалиста Крысиной О.В. (доверенность от 08.01.2003 N 01/195), рассмотрев 07.07.2002 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Гатчине Ленинградской области на постановление апелляционной
инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2003 по делу N А56-30619/02 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Рекорд-Сервис“ (далее - ООО “Рекорд-Сервис“, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Гатчине Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 12.07.2002 N 09/105 о взыскании 69754 руб. удержанного, но не перечисленного в бюджеты соответствующих уровней налога на доходы физических лиц, начислении 19571,97 руб. пеней за несвоевременное перечисление этого налога в бюджеты соответствующих уровней, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде взыскания 13950,8 руб. штрафа на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда первой инстанции от 11.12.2002 (судья Галкина Т.В.) решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления Обществу 69754 руб. налога на доходы физических лиц, начисления 11575,83 руб. пеней за несвоевременную уплату этого налога в соответствующие бюджеты, а также наложения штрафа в сумме 10504 руб. В остальной части требования ООО “Рекорд-Сервис“ оставлены без удовлетворения.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.04.2003 решение суда от 11.12.2002 частично отменено, и решение налогового органа признано недействительным полностью.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции от 07.04.2003 и отказать ООО “Рекорд-Сервис“ в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, устанавливающих обязанность организаций - налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по своему местонахождению, так и по месту нахождения каждого
своего обособленного подразделения.

Проверив законность оспариваемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.

Налоговая инспекция в июне 2002 года (в период с 14 по 25 июня) провела выездную налоговую проверку ООО “Рекорд-Сервис“ (в части деятельности его филиалов, расположенных на территории города Гатчины) по вопросу правильности исчисления, удержания и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц за период с 01.03.99 по 20.06.2002, а также единого социального налога за период с 01.01.2001 по 20.06.2002, результаты которой отражены в акте от 25.06.2002 N 09/58.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что Общество в 1999, 2001 и 2002 годах неправомерно не перечислило в бюджеты различных уровней 69754 руб. удержанного подоходного налога и налога на доходы физических лиц по месту нахождения филиалов в городе Гатчине.

В связи с этим налоговая инспекция приняла решение от 12.07.2002 N 09/105 о взыскании с ООО “Рекорд-Сервис“ суммы удержанного налога на доходы физических лиц, начислении пеней за неперечисление удержанных сумм налога в бюджеты соответствующих уровней в установленный срок, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, за невыполнение Обществом как налоговым агентом обязанности по перечислению в установленном порядке сумм удержанного налога в бюджеты соответствующих уровней.

ООО “Рекорд-Сервис“ не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что вся сумма спорного налога перечислена им по месту постановки на учет юридического лица - на территории иного муниципального образования - в Гатчинском районе Ленинградской области. Поэтому, по мнению заявителя, им полностью и своевременно исполнена
обязанность по перечислению в бюджет исчисленного и удержанного подоходного налога и налога на доходы физических лиц, в связи с чем является незаконным требование налогового органа вновь уплатить этот налог и начисленные налоговой инспекцией суммы пеней, равно как и привлечение Общества к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, признал недействительным ненормативный акт налогового органа в части доначисления Обществу подоходного налога и налога на доходы физических лиц, указав, что на момент вынесения оспариваемого решения сумма недоимки полностью поступила в бюджет по месту нахождения филиалов ООО “Рекорд-Сервис“. Суд также посчитал необоснованным начисление заявителю 11575,83 руб. пеней и взыскание 10504 руб. штрафа в части сумм налога, подлежавших зачислению в федеральный бюджет и бюджет Ленинградской области, поскольку обязанность Общества по уплате подоходного налога и налога на доходы физических лиц в части, зачисляемой в федеральный и областной бюджеты, была полностью и своевременно исполнена. Вместе с тем суд подтвердил правомерность начисления налоговой инспекцией Обществу пеней и штрафа за неперечисление в установленном порядке и срок суммы удержанного налога в бюджет города Гатчины, поскольку в данном случае заявитель нарушил статью 9 Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“ и пункт 7 статьи 226 НК РФ.

Апелляционная инстанция отменила судебный акт в части отказа Обществу в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области, ранее проводившая выездную налоговую проверку соблюдения ООО “Рекорд-Сервис“ правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога за период с 01.01.97 по 22.09.2000,
никаких нарушений не выявила. Следовательно, акт от 28.09.2000 N 76, составленный по результатам этой проверки, можно рассматривать как письменное разъяснение налогового органа, исполнение которого является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Суд кассационной инстанции считает постановление апелляционной инстанции ошибочным и подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.

Согласно подпункту “к“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и подпункту 5 части первой статьи 13 НК РФ подоходный налог относится к федеральным налогам.

Пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ предусмотрено, что этот налог относится к числу регулирующих доходных источников, а суммы отчислений по нему, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе Российской Федерации, краевого, областного бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Как следует из статьи 8 Областного закона Ленинградской области от 30.03.99 N 25-ОЗ “Об областном бюджете Ленинградской области на 1999 год“ и приложения N 5 к этому закону, нормативы отчислений сумм подоходного налога с физических лиц в бюджеты муниципальных образований: города Гатчины и Гатчинского района в 1999 году составили по 100 процентов.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“, статьей 4 Областного закона Ленинградской области от 29.12.2000 N 45-ОЗ “Об областном бюджете Ленинградской области на
2001 год“ и приложением N 3 к этому закону нормативы отчислений по подоходному налогу в 2001 году составили: в федеральный бюджет - 1 процент, в бюджет Ленинградской области с 01.01.2001 по 31.03.2001 - 89,1 процента, с 01.04.2001 по 31.12.2001 - 79,2 процента, в местный бюджет (как города Гатчины, так и Гатчинского района) с 01.01.2001 по 31.03.2001 - 9,9 процента, а с 01.04.2001 по 31.12.2001 - 19,8 процента.

В 2002 году согласно приложению N 2 к Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“, статье 4 Областного закона Ленинградской области от 06.12.2001 N 65-ОЗ “Об областном бюджете Ленинградской области на 2002 год“ и приложению N 3 к этому закону нормативы отчислений по подоходному налогу составили: 80 процентов - бюджет Ленинградской области и 20 процентов - местные бюджеты.

Таким образом, подоходный налог распределяется между тремя уровнями бюджетов: федеральным, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом.

Порядок уплаты подоходного налога определен статьей 9 Закона “О подоходном налоге“, согласно которой предприятия, учреждения, организации (в том числе филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет) обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм. Предприятия, учреждения, организации (в том числе филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет), выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения
работ и оказания услуг, перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда.

Перечисление налога за филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, не имеющих счетов в банках, осуществляют их головные организации в бюджет по месту нахождения указанных филиалов и других обособленных подразделений одновременно с перечислением средств на оплату труда, а при выплате средств на оплату труда из выручки - не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.

Из содержания приведенных норм следует, что подоходный налог подлежит уплате по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Аналогичные нормы содержатся и в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации “Налог на доходы физических лиц“, вступившей в силу с 01.01.2001.

Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Причем сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, перечисляют удержанную сумму подоходного налога по месту своего нахождения и месту нахождения своих обособленных подразделений, без распределения ее по бюджетам.

При этом только часть уплаченного налога остается в местном бюджете.

Неуплата организацией налога по месту нахождения ее обособленного
подразделения влечет непоступление части налога в местный бюджет, на территории которого расположено это обособленное подразделение.

Согласно материалам дела ООО “Рекорд-Сервис“ зарегистрировано в Гатчинском районе Ленинградской области и имеет два филиала (два магазина) на территории другого муниципального образования - в городе Гатчине. В 1999, 2001 и 2002 годах ООО “Рекорд-Сервис“ перечисляло суммы удержанного подоходного налога (в том числе с работников филиалов) только по месту нахождения самого Общества - в Гатчинском районе. Это привело к тому, что часть подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения филиалов - в городе Гатчине, - не поступила в его бюджет.

В период проведения выездной налоговой проверки Общество направило в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району - по месту постановки на учет самого Общества - письма N 54 и N 55, поступившие в налоговую инспекцию 18.06.2002 и 27.06.2002 соответственно, в которых просило сумму излишне перечисленного налога на доходы физических лиц: 61481 руб. (письмо от 14.06.2002 N 54) и 8317 руб. (письмо от 26.06.2002 N 55) - всего 69754 руб. - перевести на соответствующие счета по месту нахождения структурных подразделений - в город Гатчину.

Заявления Общества исполнены и суммы перечислены: 61481 руб. - по заключению от 24.06.2002 N 87 и 8317 руб. - по заключению от 03.07.2002 N 1071.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что Общество не исполнило свою обязанность по своевременному перечислению налога в местный бюджет. Причитающаяся бюджету города Гатчины сумма налога не поступила в установленных порядке и срок, в связи с чем начисление налоговым органом пеней и взыскание штрафа
от несвоевременно перечисленной в местный бюджет суммы налога суд первой инстанции признал правомерными.

Кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что акт выездной налоговой проверки от 28.09.2000 N 76 в данном случае можно рассматривать как письменные разъяснения налогового органа. Этот акт составлен налоговой инспекцией по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога ООО “Рекорд-Сервис“ за период с 01.01.97 по 22.09.2000. Из акта видно, что проверка проводилась только в отношении подоходного налога, исчисленного и удержанного именно у работников Общества, без учета работников филиалов, о чем свидетельствует количество проверенных лицевых счетов. Так, в пункте 2.1 акта указано, что количество лицевых счетов работников ООО “Рекорд-Сервис“ составляет 25 штук. Из акта, составленного по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в отношении филиалов Общества, следует, что количество лицевых счетов работников филиалов в 1999 году составило 32 штуки, а в 2000 году - 29 штук. Следовательно, акт выездной налоговой проверки, проведенной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области, не может рассматриваться как письменное разъяснение налогового органа по вопросу правильности перечисления в бюджет подоходного налога, удержанного с работников филиалов ООО “Рекорд-Сервис“. Налоговой инспекцией по Гатчинскому району проверялся только порядок уплаты налога, подлежащего исчислению и удержанию у работников самого Общества.

Кроме того, ООО “Рекорд-Сервис“ в феврале 2002 года (а выездная проверка проводилась в июне 2002 года) направляло в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району запрос о порядке уплаты налогов, в ответе на который Обществу было указано на установленную пунктом 7 статьи 226
и пунктом 2 статьи 230 НК РФ обязанность налоговых агентов при наличии структурных подразделений перечислять удержанный налог на доходы физических лиц по месту нахождения этих подразделений. Общество имело возможность исправить допущенные ошибки, однако ею не воспользовалось.

При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции следует отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.

Учитывая результаты рассмотрения кассационной жалобы, с ООО “Рекорд-Сервис“ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 5 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2003 по делу N А56-30619/02 отменить.

Оставить в силе решение суда от 11.12.2002.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Рекорд-Сервис“ в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

ДМИТРИЕВ В.В.