Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2003 N А52/3583/2002/2 Поскольку нормами НК РФ право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг, используемых при производстве товаров на экспорт, отказ ИМНС в возмещении спорного налога в связи с отсутствием сведений об уплате НДС в бюджет поставщиками экспортируемой налогоплательщиком продукции неправомерен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2003 года Дело N А52/3583/2002/2

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Троицкой Н.В., рассмотрев 18.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову Псковской области на решение от 15.01.2003 (судья Радионова И.М.) и постановление апелляционной инстанции от 12.03.2003 (судьи Аброськина Е.И., Героева Н.В., Манясева Г.И.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3583/2002/2,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Псковский кабельный завод“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам по городу Пскову Псковской области (далее - ИМНС, инспекция) от 10.06.2002 N 06-13/1463 об отказе в возмещении 371228 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту товаров за февраль 2002 года и обязании налогового органа возместить названную сумму налога.

Решением суда от 15.01.2003 заявленные требования общества удовлетворены полностью.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права. По мнению подателя жалобы, возмещение обществу НДС из бюджета возможно только после получения инспекцией доказательств уплаты этого налога в бюджет поставщиками товарно-материальных ресурсов, использованных налогоплательщиком для реализации товаров на экспорт. Инспекция также считает, что общество не подтвердило свое право на применение налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, поскольку в нарушение статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на представленных им международных транспортных накладных (CMR) отсутствуют отметки Псковской таможни “Товар вывезен полностью“.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество 08.04.2002 представило в инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2002 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которые подтверждают обоснованность применения соответствующей ставки в связи
с экспортом товаров.

По результатам проверки декларации и названных документов инспекция вынесла решение от 10.06.2002 N 06-13/1463 об отказе обществу в возмещении из бюджета 371228 руб. НДС в связи с тем, что в нарушение статьи 165 НК РФ на всех представленных налогоплательщиком международных товарно-транспортных накладных отсутствует оригинальная отметка Псковской таможни “Товар вывезен полностью“. Кроме того, налоговый орган сослался на отсутствие сведений об уплате НДС в бюджет поставщиками экспортируемой налогоплательщиком продукции.

Общество не согласилось с данным решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, в котором также просило суд обязать инспекцию возместить названную сумму налога.

Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно удовлетворили заявленные требования общества, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также условия и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.

Согласно пункту 4 данной статьи суммы, предусмотренные статьей 171 кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного кодекса.

Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение
НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение НДС.

В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение налога в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг, используемых при производстве товаров на экспорт.

Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком деклараций и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг).

В случае выявления инспекцией при осуществлении налогового контроля, в том числе и посредством встречных налоговых проверок, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками
и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговый орган вправе в порядке статей 45, 46, 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Как видно из материалов дела, инспекция по существу не оспаривает факты экспорта и уплаты обществом сумм НДС поставщикам экспортированного товара.

При этом кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку кассационной жалобы на то обстоятельство, что заявителем представлены ненадлежащим образом оформленные копии CMR, поскольку при наличии надлежащих грузовых таможенных деклараций с оригинальными отметками Псковской таможни о вывозе товара за пределы Российской Федерации эти документы не влияют на правомерный вывод суда о возмещении НДС.

Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 12.03.2003 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3583/2002/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову Псковской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРАБУХИНА Л.И.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

ТРОИЦКАЯ Н.В.