Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.06.2003 N А13-9768/02-07 Поскольку администрация сельского совета не наделена полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения администрации к ответственности за несвоевременное представление сведений о регистрации фактов смерти физических лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2003 года Дело N А13-9768/02-07

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Шевченко А.В., рассмотрев 09.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодскому району Вологодской области на решение от 16.01.2003 (судья Богатырева В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 05.03.2003 (судьи Хвостов Е.А., Левичева С.А., Флегонтов В.Д.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9768/02-07,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодскому району Вологодской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации
Кипеловского сельского совета Вологодского муниципального района Вологодской области (далее - администрация сельского совета) о взыскании 1000 рублей штрафа, установленного пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за налоговое правонарушение - несоблюдение срока сообщения о регистрации фактов смерти физических лиц, предусмотренного пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением арбитражного суда от 16.01.2003 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, администрация сельского совета правомерно привлечена к налоговой ответственности, поскольку именно на нее возложена обязанность по регистрации актов гражданского состояния.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией вынесено решение от 18.11.2002 N 6 о привлечении администрации сельского совета в соответствии с пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговой ответственности за нарушение положений пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения о регистрации фактов смерти физических лиц - в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб. Поскольку в добровольном порядке штрафные санкции ответчиком не уплачены, налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что администрация сельского совета не наделена полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния и в связи с этим у налогового органа отсутствовали основания для привлечения ее к ответственности за несвоевременное представление сведений
о регистрации актов гражданского состояния.

Согласно пункту 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона “Об актах гражданского состояния“ от 15.11.97 N 143-ФЗ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного федерального закона.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.95 N 154-ФЗ установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. В соответствии с Законом Вологодской области “О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями“ утвержден перечень отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, но обязанность регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления не передана.

То обстоятельство, что сведения о фактах регистрации актов гражданского состояния переданы в налоговую инспекцию не органами записей актов гражданского состояния (ЗАГС), а администрацией, не является основанием для привлечения ее к налоговой ответственности.

При таких обстоятельствах судебные акты вынесены в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.03.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9768/02-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодскому району Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

АБАКУМОВА И.Д.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

ШЕВЧЕНКО А.В.