Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2003 N А56-32083/02 Поскольку сделки по приобретению ответчиками спорных акций были оформлены путем принятия решения о включении ответчиков в состав учредителей с последующим внесением изменений в учредительный договор и устав, что противоречило действовавшему в тот момент законодательству, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск о признании указанных сделок недействительными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2003 года Дело N А56-32083/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Изотовой С.В., судей Кирилловой И.И. и Чертилиной З.А., при участии от ЗАСО “Русь“ Беликовой Н.С. (доверенность от 18.06.2002), от ООО “Каркас“ Воюшина П.С. (доверенность от 30.08.2002), Толстова А.Н. (доверенность от 10.01.2001), от ООО “Талисман“ Воюшина П.С. (доверенность от 30.08.2002), от ЗАО “Эталон“ Воюшина П.С. (доверенность от 27.02.2002), рассмотрев 02.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного страхового общества “Русь“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2003 по делу N А56-32083/02 (судьи Кожемякина Е.В., Мельникова Н.А.,
Хайруллина Х.Х.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное страховое общество “Русь“ (далее - ЗАСО “Русь“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Талисман“ (далее - ООО “Талисман“), закрытому акционерному обществу “Выборгская топливная компания“ (далее - ЗАО “ВТК“), обществу с ограниченной ответственностью “Информационно-юридическое бюро “Петер“ (далее - ООО “ИЮБ “Петер“), обществу с ограниченной ответственностью “Каркас“ (далее - ООО “Каркас“) о признании недействительной ничтожной сделки - заявки - учредительного договора на создание акционерного общества “Вэнко“ (далее - АОЗТ “Вэнко“) в части статьи 4 с учетом изменений, оформленных решениями общих собраний учредителей АОЗТ “Вэнко“ от 20.04.95 и от 27.07.95 и принятых к сведению отделом регистрации юридических лиц и предпринимателей администрации Выборгского района Ленинградской области от 22.08.95 N 914 и от 23.06.95 N 720; о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде признания недействительными статей 4.1 и 7.1 устава АОЗТ “Вэнко“, зарегистрированного постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 25.01.94 N 152 с учетом изменений, оформленных решениями общего собрания учредителей АОЗТ “Вэнко“ от 20.04.95 и от 27.07.95 и принятых к сведению отделом регистрации юридических лиц и предпринимателей администрации Выборгского района Ленинградской области от 22.08.95 N 914 и от 23.06.95 N 720; о признании недействительными записей в реестре акционеров ЗАО “Вэнко“ в отношении ООО “Каркас“ как о владельце 23 обыкновенных именных акций, в отношении ООО “Талисман“ - как о владельце 25 обыкновенных именных акций, в отношении ООО “ИЮБ “Петер“ - как о владельце 25 акций.

Определением от 21.11.2002 к участию в деле в качестве ответчика привлечено закрытое акционерное общество “Эталон“ (далее
- ЗАО “Эталон“).

Суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований в части дополнения их требованием о признании недействительной записи в реестре акционеров ЗАО “Вэнко“ в отношении ЗАО “Эталон“ как о владельце 10 обыкновенных именных акций ЗАО “Вэнко“.

Решением от 27.12.2002 (Барканова Я.В.) исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2003 решение отменено, в иске отказано.

В кассационной жалобе ЗАСО “Русь“ просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитавшим преюдициально установленной действительность договоров купли-продажи, посредством которых ООО “Каркас“ и ООО “Талисман“ приобрели акции ЗАО “Вэнко“, тогда как истцом оспаривается приобретение акций указанными лицами по иным основаниям. Истец заявил требование о признании ничтожной сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, поэтому, по мнению подателя жалобы, судом неправильно применен срок исковой давности; кроме того, суд апелляционной инстанции неправильно посчитал, что истец, будучи стороной обжалуемой сделки, не является заинтересованным лицом, по иску которого сделка может быть признана недействительной.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель ЗАСО “Русь“ поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ООО “Каркас“, ООО “Талисман“, ЗАО “Эталон“ против удовлетворения кассационной жалобы возражали, указав, что основанием для приобретения этими организациями акций АОЗТ “Вэнко“ являются соответствующие решения собраний его учредителей. Данное обстоятельство, как и законность внесения записи в реестр, по мнению представителей ООО “Каркас“, ООО “Талисман“, ЗАО “Эталон“, установлено постановлением Президиума Ленинградского областного суда от 12.07.2002 по делу N 44Г-141/2002. Также, по их мнению, несоблюдение формы учредительного договора не влечет его недействительность.

ЗАО “ВТК“, ООО “ИЮБ
“Петер“ о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Истцом заявлено требование о признании недействительным учредительного договора от 15.12.93 о создании АОЗТ “Вэнко“ с учетом изменений, внесенных в него решениями общих собраний учредителей от 20.04.95 и 27.07.95 в части указания состава учредителей и количества принадлежащих им акций, а также принятого в соответствии с ним устава акционерного общества.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции сослался на пропуск истцом установленного законом общего трехгодичного срока исковой давности.

Однако в отношении требований о признании недействительным учредительного договора, а также принятого в соответствии с ним устава общий срок исковой давности не применим.

Учредительный договор является договором о совместной деятельности учредителей по созданию акционерного общества и носит гражданско-правовой характер. В связи с этим требование о признании его недействительным является иском о признании недействительной гражданско-правовой сделки. Статьей 181 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены специальные сроки исковой давности по недействительным сделкам. Применение судом в данном случае общего срока исковой давности противоречит названной статье и статье 197 того же кодекса.

Учредительный договор от 15.12.93 оспаривается по мотивам его несоответствия требованиям законодательства. Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна, а в силу статьи 166 кодекса она является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможности предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной. Такие требования согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181 кодекса, - в течение 10 лет со дня начала исполнения ничтожной сделки.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ нормы кодекса о недействительности сделок применяются судом независимо от времени совершения соответствующих сделок.

Устав АОЗТ “Вэнко“ принят на основании учредительного договора, и требование о признании его недействительным подлежит рассмотрению судом одновременно с требованием о признании недействительным указанного договора.

Таким образом, при принятии обжалуемого постановления суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, что является основанием для отмены судебного акта.

В силу пункта 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Постановлением Президиума Ленинградского областного суда от 12.07.2002 установлено, что ООО “Каркас“ и ООО “Талисман“ приобрели акции не посредством заключения гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, а при выпуске акций в обращение (эмиссии), то есть при первичном размещении ценных бумаг на основании решений общего собрания учредителей об изменении состава учредителей с внесением соответствующих изменений в учредительный договор и устав.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что указанным судебным актом подтверждена законность включения ООО “Талисман“ и ООО “Каркас“ в реестр акционеров, не
соответствует материалам дела, поскольку документы по приобретению акций ООО “Талисман“ и ООО “Каркас“ суд общей юрисдикции не оценивал, указав, что по характеру правоотношений рассмотрение такого спора относится к подведомственности арбитражного суда.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно оценил обстоятельства приобретения акций АОЗТ “Вэнко“ ответчиками с учетом обстоятельств, установленных судом общей юрисдикции.

В соответствии с разделами 4 и 5 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.91 N 78 (далее - Положение), действовавшего на момент приобретения ответчиками спорных акций, акции могут быть приобретены при выпуске их в обращение (эмиссии) путем их отчуждения эмитентом первым владельцам (первичное размещение), а также посредством заключения гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на акции (обращение акций).

Из норм, содержащихся в пункте 32 Положения, пункте 2 Инструкции Минфина Российской Федерации от 03.03.92 N 2 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации“, действовавших на момент приобретения ответчиками спорных акций, эмиссия ценных бумаг, то есть отчуждение акций их первым владельцам, осуществлялась либо при учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей, либо при увеличении размеров уставного капитала (фонда) акционерного общества путем выпуска дополнительных акций.

Как установлено судом первой инстанции, АОЗТ “Вэнко“ учреждено на основании решения общего собрания учредителей от 15.12.93, зарегистрировано постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 25.01.94 N 152, размещение акций при учреждении завершено 25.01.94. При этом в соответствии с требованиями пункта 33 Положения все 100 акций данного общества были размещены среди учредителей, однако ни ООО “Каркас“, ни ТОО “Талисман“, правопредшественник ООО “Талисман“, ни
товарищество с ограниченной ответственностью “ИЮБ “Петер“ (правопредшественник ООО “ИЮБ “Петер“), ни ЗАО “Эталон“ владельцами акций при учреждении АОЗТ “Вэнко“ не являлись. Такой вывод суда первой инстанции подтверждается как договором о создании АОЗТ “Вэнко“ от 15.12.93, так и протоколами собраний учредителей от 02.09.94, 18.02.95, 16.03.95, 20.04.95 и 27.07.95.

Как видно из материалов дела, с момента учреждения АОЗТ “Вэнко“ и до проведения 02.09.94 общего собрания акционеров уставный капитал общества не изменялся. Упомянутым собранием, а также собраниями от 18.02.95, 20.04.95 и 27.07.95 решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций не принималось.

Кроме того, в силу пунктов 6 и 8 Положения к выпуску и к обращению на территории Российской Федерации допускались только акции, которые прошли государственную регистрацию.

Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о нарушении при размещении спорных акций требований пунктов 6, 8, 32 Положения.

Кроме того, согласно пункту 38 Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 25.12.90 N 601 (далее - Положение об акционерных обществах), уставный капитал подлежал оплате в течение первого года деятельности общества, причем не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено в течение 30 дней после регистрации обществ. По истечении указанного срока, как предусмотрено в статье 5 договора о создании общества, общее собрание акционеров должно принять решение об аннулировании невыкупленных акций либо выкупить неоплаченную часть акций по номинальной стоимости, сократив долю участия учредителя в уставном капитале. Вместе с тем в нарушение пунктов 38, 40 Положения об акционерных обществах собрание учредителей 02.09.94 приняло решение о передаче акций в количестве 15 штук ЗАО “Эталон“ с целью завершения формирования уставного капитала
до истечения установленного правовыми актами и уставом сроков для оплаты акций.

Таким образом, решение о размещении акций - передаче их ЗАО “Эталон“ принято с нарушением также пунктов 38 и 40 Положения об акционерных обществах.

Установив, что решения о размещении спорных акций приняты собраниями учредителей с нарушением действующего законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что такие решения не имеют юридической силы, независимо от того, были ли они оспорены.

Как ранее установлено постановлением Президиума Ленинградского областного суда от 12.07.2002 и отражено в решении суда первой инстанции, сделки по приобретению ответчиками спорных акций были оформлены путем принятия решения о включении ответчиков в состав учредителей с последующим внесением изменений в учредительный договор и устав. Данные действия совершены с нарушением действовавшего на тот момент законодательства. В связи с этим суд первой инстанции сделал правильный вывод о ничтожности изменений учредительного договора в части изменения состава учредителей, а также о недействительности принятых в соответствии с ними изменений устава и недействительности записей в реестре акционеров.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2003 по делу N А56-32083/02 отменить.

Решение от 27.12.2002 оставить в силе.

Взыскать в пользу ЗАСО “Русь“ 4000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе с ООО “Каркас“, ООО “Талисман“, ООО “ИЮБ “Петер“, ЗАО “ВТК“ и ЗАО “Эталон“ - по 800 руб. с каждого.

Председательствующий

ИЗОТОВА С.В.

Судьи

КИРИЛЛОВА И.И.

ЧЕРТИЛИНА З.А.