Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2003 N А56-33646/02 Вывод суда о невозможности приостановления УФСНП операций по счетам налогоплательщика неправомерен, поскольку согласно ФЗ РФ “О федеральных органах налоговой полиции“ указанные органы в ходе выполнения возложенных на них задач вправе приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2003 года Дело N А56-33646/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Асмыковича А.В., Пастуховой М.В., при участии от Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу специалиста правового отдела Шумилова А.С. (доверенность от 31.01.03 N 11/29), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.03 по делу N А56-33646/02 (судья Жбанов В.Б.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Альф-плюс“ (далее - ООО “Альф-плюс“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением
о признании незаконными решений Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - налоговая полиция) о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке от 30.09.02 N 32/2015 и от 08.10.02 N 32/2111.

Решением суда от 28.01.03 заявленные требования удовлетворены полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая полиция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель налоговой полиции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

ООО “Альф-плюс“ о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, согласно уведомлениям отдела налоговой полиции по Адмиралтейскому району от 13.08.02 N 32/1664 и от 08.10.02 N 32/2104 ООО “Альф-плюс“ не представлены документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в связи с чем налоговой полицией вынесены решения от 30.09.02 N 32/2015 и от 08.10.02 N 32/2111 о приостановлении всех расходных операций ООО “Альф-плюс“ по счету в ОАО “Санкт-Петербургский Инвестиционный Технохимбанк“ на один месяц.

Суд первой инстанции указал, что, приняв решение о приостановлении расходных операций по счету ООО “Альф-плюс“, начальник налоговой полиции вышел за пределы своих полномочий, поскольку в силу статей 31, 36 и 76 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой полиции не предоставлено право истребовать документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, а также приостанавливать операции по счетам.

Согласно части первой статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и
взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с положениями статей 30, 36 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Закона Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции“ органы налоговой полиции не относятся к налоговым органам, а являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

При этом пунктом 1 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что федеральные органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции“.

Согласно пункту 2 названной статьи органы налоговой полиции полномочны производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению; проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности; осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность; по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках; при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции“.

Таким образом, из приведенных норм следует, что органы налоговой полиции осуществляют специфическую правоохранительную деятельность, направленную, в частности, на предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, то есть не
выполняют функций налогового контроля. При этом производство по делам о налоговых преступлениях и административных правонарушениях регулируется нормами уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства.

Согласно подпункту 9 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции“ органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право безвозмездно получать от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей. Поэтому суд кассационной инстанции отклоняет довод налогоплательщика о том, что документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, могут быть представлены только налоговым органам.

Кассационная инстанция считает неправильным и вывод суда первой инстанции о невозможности приостановления налоговой полицией операций по счетам налогоплательщика.

В соответствии с подпунктом 4 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции“ в ходе выполнения органами налоговой полиции возложенных на них задач (в том числе и связанных с выявлением, пресечением и расследованием налоговых преступлений и административных правонарушений) органы налоговой полиции вправе приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Ссылка суда первой инстанции на положения статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой приостановление операций по счетам в банке производится только по решению руководителя налогового органа (его заместителя) для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора либо в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку изложенное правило применяется в сфере отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, как
способ обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов, тогда как деятельность органов налоговой полиции подпадает под действие и других отраслей права.

Таким образом, обжалуемые решения приняты налоговой полицией в пределах своей компетенции.

Суд первой инстанции также указал, что налоговая полиция не представила доказательств получения ООО “Альф-плюс“ уведомления от 08.10.02 N 32/2104 о представлении документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с этим доводом, так как, во-первых, ООО “Альф-плюс“ не ссылалось на неполучение им этого уведомления, во-вторых, из имеющейся в материалах дела копии запроса видно, что экземпляр запроса получен ООО “Альф-плюс“ 08.10.02.

Однако в запросе от 08.10.02 N 32/1664 указан срок представления документов - 08.10.02 в 16.00. Учитывая, что запросом от 07.10.02 N 32/2082 у ООО “Альф-плюс“ были запрошены эти же документы и срок представления указан - 14.10.02, то вынесение решения от 08.10.02 неправомерно, так как ООО “Альф-плюс“ фактически было лишено возможности представить документы по запросу.

Таким образом, суд правомерно признал незаконным решение налоговой полиции от 08.10.02 N 32/2111. В этой части решение суда следует оставить без изменения.

Однако из изложенного видно, что оснований для признания незаконным решения налоговой полиции от 30.09.02 N 32/2015 у суда первой инстанции не было. В этой части решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.03 по делу N А56-33646/02 отменить в части признания незаконным и отмены решения Управления Федеральной
службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от 30.09.02 N 32/2015.

В этой части в удовлетворении заявленных требований отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с ООО “Альф-плюс“ 750 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

ПАСТУХОВА М.В.