Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2003 N А42-4323/02-23 Несмотря на то что взносы в ПФ РФ и Фонд медицинского страхования РФ в 2000 году не входили в перечень налогов, установленный ФЗ “Об основах налоговой системы в РФ“, они подпадали под понятие налога, данное в ст. 8 НК РФ, и в случае их неуплаты в этом периоде должна применяться ответственность, установленная НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2003 года Дело N А42-4323/02-23

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Асмыковича А.В., Пастуховой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 24.01.03 по делу N А42-4323/02-23 (судьи Востряков К.А., Быкова Н.В., Хамидуллина Р.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Ф.И.О. налогов, пеней и штрафных санкций.

Решением суда от 25.11.02 заявленные
требования удовлетворены частично.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.01.03 решение суда отменено.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление суда в части отказа во взыскании штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2000 год, указывая на то, что эти взносы подпадают под понятие налога, а следовательно, за их неуплату возможно привлечение к ответственности по нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция и Алексеев Ю.В. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, о связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства предпринимателем Алексеевым Ю.В. за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, о чем составлен акт от 21.11.01 N 08.1/28-42-1249. По результатам проверки вынесено решение от 19.12.01 N 08.1/28-42-8490 о привлечении Алексеева Ю.В. к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской федерации, доначислении подоходного налога, взносов во внебюджетные фонды и пеней.

В ходе проверки установлено, что Алексеев Ю.В. не уплатил за 2000 год 779 рублей 61 копейку взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Пенсионный
фонд) и 244 рубля взносов в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее - Фонд медицинского страхования), за что налоговая инспекция привлекла его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания штрафа за неполную уплату взносов в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования, суд указал на то, что привлечение налогоплательщика к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации ответственности возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), в то время как взносы в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования в 2000 году не были названы налогами в Законе Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Единый социальный налог включен в систему налогов, указанную в Законе Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, только с 01.01.01.

До вступления в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за неуплату взносов во внебюджетные фонды регулировалась следующим законодательством.

Статьей 27 Закона Российской Федерации “О медицинским страховании граждан в Российской Федерации“ предусмотрено, что за отказ предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов, за
сокрытие или занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции. Уплата штрафа и (или) пеней не освобождает страхователя от обязательств по медицинскому страхованию. При взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пеней федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.

Пунктом 27 постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 “О мерах по выполнению Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР“ предусмотрено, что к плательщикам, нарушающим порядок регистрации и уплаты страховых взносов (платежей), применяются следующие финансовые санкции: в случае сокрытия или занижения сумм, на которые должны начисляться страховые взносы (платежи), - штраф в размере страхового взноса (платежа) с сокрытой или заниженной суммы, взимаемый сверх причитающегося платежа с учетом пеней, при повторном в течение года нарушении - указанный штраф в двойном размере.

В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1 в редакции, действовавшей в 2000 году, к плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются финансовые санкции в виде
взыскания всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации сумм выплат в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.

Согласно пункту 18 Инструкции “О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование“, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, на налоговые органы возложена обязанность контролировать полноту, правильность и своевременность внесения страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования. Пункт 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, устанавливает, что на плательщиков страховых взносов распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, вступившим в действие с 18.08.99, в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения и дополнения, согласно которым органы внебюджетных фондов включены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и, соответственно, наделены полномочиями налоговых органов (пункт 7 статьи 9 и статья 34 - 1 Налогового кодекса Российской Федерации).

С момента введения в действие
указанного закона к отношениям с участием органов государственных внебюджетных фондов подлежат применению нормы кодекса, регулирующие полномочия налоговых органов как участников отношений, определенных статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе привлечение к ответственности за совершение правонарушений.

Статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность налогоплательщиков за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Пунктом 6 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.98 N 7-П платежи во внебюджетные социальные фонды сходны по своей природе с налоговыми платежами.

Таким образом, взносы во внебюджетные фонды подпадают под понятие налога, которое дано в пункте 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а следовательно, к плательщикам страховых взносов в фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, с 18.03.99 применяются меры ответственности, предусмотренные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали неправильный вывод о неправомерном
привлечении Алексеева Ю.В. к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату взносов в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования. Решение и постановление суда в этой части подлежат отмене, а заявленные требования - удовлетворению в части сумм штрафа с недоимок, установленных постановлением апелляционной инстанции: 136 рублей 50 копеек с суммы 683 рубля 49 копеек недоимки в Пенсионный фонд и 45 рублей 40 копеек с суммы 227 рублей недоимки в Фонд медицинского страхования.

В остальной части постановление апелляционной инстанции в кассационном порядке не обжаловано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

Поскольку в данном случае иного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, то суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.11.02
и постановление апелляционной инстанции от 24.01.03 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4323/02-23 отменить в части отказа во взыскании 781 рубля 90 копеек штрафа.

Взыскать с Ф.И.О. в доход соответствующих бюджетов 781 рубль 90 копеек штрафа.

В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

ПАСТУХОВА М.В.