Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2003 N А56-37772/02 Декларирование товаров, происходящих с таможенной территории РФ и ввозимых на нее из Республики Казахстан, а также вывозимых с таможенной территории РФ на таможенную территорию Республики Казахстан российских товаров, перемещаемых в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения и экспорта, осуществляется в упрощенном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2003 года Дело N А56-37772/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Экес-Гранини“ Кудряшовой Е.Л. (доверенность от 20.03.2003), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2003 по делу N А56-37772/02 (судья Алешкевич О.А.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Экес-Гранини“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 22.10.2002 N 09/18294 в части доначисления 89683 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспортным операциям.

Решением суда от 15.01.2003 требования заявителя удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права и отказать в удовлетворении иска.

Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела должным образом извещена, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция в сентябре 2002 года провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 01.08.2002, в ходе которой выявила ряд нарушений, отраженных в акте от 28.09.2002 N 09/96.

Налоговый орган, в частности, установил, что при отгрузке товаров в Казахстан налогоплательщик использовал налоговую ставку 0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта. При этом в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) отсутствовали отметки пограничной таможни о вывозе товара.

На основании материалов проверки налоговый орган вынес решение от 22.10.2002 N 09/18294, в том числе о доначислении Обществу 89683 руб. НДС за необоснованное предъявление налога к вычету.

Общество не согласилось с принятым решением в части восстановления к уплате (отказе в праве на вычет) НДС, перечисленного заявителем поставщикам при производстве фруктовых напитков и соков, впоследствии отправленных на экспорт, и обратилось с иском в
суд. По мнению налогоплательщика, в силу Федерального закона от 29.01.97 N 21-ФЗ “О ратификации Соглашения о Таможенном союзе и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности“ таможенный контроль на границе с Республикой Казахстан отменен.

Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров, направленных на экспорт, подлежат возмещению налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления соответствующей декларации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 кодекса.

Статьей 165 НК РФ установлен порядок подтверждения права на получение возмещения НДС из бюджета при налогообложении по ставке 0%.

В статье 172 НК РФ приведен перечень документов, необходимых для подтверждения права на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам экспортируемых товаров, из общей суммы этого налога, подлежащей внесению в бюджет.

Факты реального экспорта, уплаты НДС поставщикам и представления с налоговой декларацией документов, предусмотренных статьями 165 и 172 НК РФ, установлены судом и подтверждаются материалами дела.

Налоговая инспекция считает, что на ГТД таможенными органами Российской Федерации должна быть проставлена отметка “товар вывезен“. Суд первой инстанции отклонил данный довод со ссылкой на то, что, поскольку отгрузка произведена в государство, присоединившееся к Соглашению о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 20.01.95, таможенный контроль на границах которых отменен,
по нормам международного договора не может ставиться и отметка о вывозе товаров. По мнению суда первой инстанции, в данном случае норма подпункта 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ будет соблюдена при наличии отметки таможни Российской Федерации, где оформлена отгрузка товара на экспорт.

КонсультантПлюс: примечание. В оригинале документа, видимо, допущена опечатка: вместо “от 20.01.95“, вероятно, имеется в виду “от 06.01.95“.

В статье 2 Соглашения о Таможенном союзе указано, что регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан будет осуществляться в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 20.01.95. Однако данное Соглашение, являющееся неотъемлемой частью Соглашения о Таможенном союзе, до настоящего момента не вступило в силу, поэтому кассационная инстанция считает необоснованным применение судом нормы статьи 6 Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Но при этом кассационная инстанция согласна с налогоплательщиком, что в силу статьи 15 Закона Российской Федерации “О международных договорах Российской Федерации“ на границе с Республикой Казахстан применяется упрощенная система таможенного контроля, поскольку суды обязаны применять Федеральный закон от 29.01.97 N 21-ФЗ “О ратификации Соглашения о Таможенном союзе и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности“, согласно которому эти государства стали участниками Таможенного союза с определенными ограничениями.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% представляются копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товара за пределы территории Российской Федерации. При этом налогоплательщик может представить любой
из перечисленных документов с учетом того, что при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии товаросопроводительных документов с отметкой только одного таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров.

Согласно приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.09.2000 N 844 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.10.2000) “О порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами - участниками соглашений о Таможенном союзе“ в целях усиления валютного контроля, осуществляемого таможенными органами на основании статей 114, 169 Таможенного кодекса Российской Федерации, декларирование товаров, происходящих с таможенной территории Российской Федерации и ввозимых на нее из Республики Казахстан, а также вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию Республики Казахстан российских товаров, перемещаемых в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения и экспорта, осуществляется путем подачи в таможенные органы грузовой таможенной декларации, заполненной в упрощенном порядке.

Представленные заявителем в налоговый орган грузовые таможенные декларации и железнодорожные накладные имеют соответствующие отметки таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление, а следовательно, могут служить доказательством фактического вывоза товаров за пределы Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены судебного акта нет.

Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2003 по делу N А56-37772/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.