Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2003 N А56-30977/02 Неправомерен довод ИМНС о том, что в связи с неуплатой НДС поставщиками экспортируемых товаров отсутствуют основания для возмещения спорного налога налогоплательщику, поскольку НК РФ не связывает право налогоплательщика на возмещение НДС с фактическим внесением сумм налога в бюджет его поставщиками.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2003 года Дело N А56-30977/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Ломакина С.А., Троицкой Н.В., рассмотрев 23.04.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 04.11.2002 (судья Савицкая И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2003 (судьи Фокина Е.А., Шульга Л.А., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30997/02,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “ИММ Сервис“ (далее - общество, ООО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция, ИМНС) от 17.04.2002 N 13/12230 и от 29.04.2002 N 13/13615 об отказе в возмещении из бюджета 148361 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за IV квартал 2001 года, уплаченного при осуществлении экспортных операций, и о доначислении обществу данного налога, соответственно, а также об обязании налогового органа возместить обществу названную сумму НДС.

Решением от 04.11.2002 суд удовлетворил заявленные требования общества в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, возмещению из бюджета подлежат только те суммы, которые взимались у налогоплательщика в целях финансового обеспечения деятельности государства, а поскольку суммы НДС поставщиками экспортируемых обществом товаров в бюджет не уплачены, то основания для возмещения обществу налога отсутствуют. ИМНС также считает, что дела об обязании налоговых органов возмещать из бюджета налогоплательщикам сумм НДС неподведомственны арбитражному суду.

В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на несостоятельность доводов инспекции, в связи с чем просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации по НДС за IV квартал 2001 года и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которыми подтверждается право налогоплательщика на возмещение из бюджета названного налога, уплаченного при осуществлении экспортных операций. По результатам проверки налоговый орган составил акт от 15.04.2002 N
13/188 и принял решения от 17.04.2002 N 13/12230 об отказе ООО в возмещении из бюджета 148361 руб. НДС и от 29.04.2002 N 13/13615 о доначислении названной суммы налога. В обоснование принятых решений инспекция указала на отсутствие информации об уплате в бюджет НДС поставщиками материальных ресурсов.

Общество не согласилось с данными решениями налогового органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой и апелляционной инстанций удовлетворил требования налогоплательщика, указав на несоответствие оспариваемых решений инспекции нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Кассационная инстанция считает выводы судебных инстанций правильными, в связи с чем считает жалобу ИМНС не подлежащей удовлетворению.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также условия и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.

Согласно пункту 4 данной статьи суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 кодекса.

Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога
на добавленную стоимость.

В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение налога в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг, используемых при производстве товаров на экспорт.

Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком деклараций и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг).

В случае выявления инспекцией при осуществлении налогового контроля, в том числе и посредством встречных налоговых проверок, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговый орган вправе в порядке статей 45, 46, 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности
и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Как видно из материалов дела, инспекция не оспаривает правомерность применения обществом налоговой ставки 0 процентов в IV квартале 2001 года, а также факты экспорта и уплаты обществом сумм НДС поставщикам экспортированного товара. В оспариваемых решениях инспекции не указано на отсутствие у налогоплательщика документов, предусмотренных статьями 171 - 172 НК РФ, и на их несоответствие требованиям статьи 169 НК РФ.

Это обстоятельство является достаточным основанием для возмещения налога в порядке статьи 176 НК РФ.

Таким образом, следует признать, что общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета НДС за IV квартал 2001 года. При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействительными оспариваемые решения инспекции от 17.04.2002 N 13/12230 об отказе ООО в возмещении из бюджета 148361 руб. НДС и от 29.04.2002 N 13/13615 о доначислении названной суммы налога, так как они приняты налоговым органом с нарушением положений статей 164, 165, 171 - 172 и пункта 4 статьи 176 НК РФ.

При этом кассационная инстанция считает несостоятельным довод жалобы инспекции о неподведомственности арбитражному суду спора об обязании налогового органа возместить налогоплательщику НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции этих судов.

Пунктом 2 статьи 138 НК РФ предусмотрено судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, которое производится
путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Как видно из материалов дела, общество, оспаривая ненормативные акты налогового органа, одновременно обжаловало по существу и бездействие налогового органа по возврату из бюджета сумм НДС.

Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30997/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРАБУХИНА Л.И.

Судьи

ЛОМАКИН С.А.

ТРОИЦКАЯ Н.В.