Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2003 N А56-38961/02 Поскольку признание судом недействительным решения налоговой инспекции об отказе в возмещении налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение о возмещении из бюджета суммы налога, требование налогоплательщика о начислении процентов на не возвращенную своевременно сумму налога является правомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2003 года Дело N А56-38961/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Шевченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Гольфстрим“ генерального директора Смирнова И.А. (решение от 18.01.2003), Шевцова К.А. (доверенность от 21.01.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Макаровой Т.В. (доверенность от 08.01.2003), от Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Санкт-Петербургу Жернаковой Ю.И. (доверенность от 06.03.2003), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного
суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2003 по делу N А56-38961/02,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Гольфстрим“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) о признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в неначислении и необеспечении выплаты процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС), и об обязании ее осуществить выплату 412772 руб. 32 коп. процентов.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - казначейство).

Решением суда от 28.01.2003 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит судебный акт отменить и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители налоговой инспекции и казначейства возражали против ее удовлетворения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает жалобу налогового органа подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Истец 20.08.2001 представил в налоговую инспекцию налоговую декларацию по экспортному НДС за июль 2001 года. Позднее, 20.09.2001, общество направило ответчику заявление о возврате 6004838 руб. НДС, заявленного по указанной декларации.

Налоговая инспекция провела проверку представленной декларации, о чем составила акт от 15.11.2001 N 179/13, и вынесла решение от 15.11.2001 N 105/13 об отказе в возмещении сумм налога до получения ответов об уплате
налога поставщиками материальных ресурсов.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2002 по делу N А56-35550/01 решение налогового органа признано недействительным. Решение вступило в законную силу.

Налоговая инспекция 22.02.2002 подготовила заключение N 937 о возврате истцу 6003961 руб. на основании решения суда. Платежными поручениями от 01.03.2002 N 747 и от 04.03.2002 N 912 на расчетный счет истца поступила указанная сумма.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов. По операциям реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых осуществляется по налоговой ставке 0 процентов, в том числе по экспортным операциям, предусмотрено представление в налоговые органы налогоплательщиком отдельной налоговой декларации с документами, подтверждающими право на налоговую ставку 0 процентов (пункт 6 статьи 164, пункт 10 статьи 165, пункт 3 статьи 172, пункт 4 статьи 176 НК РФ).

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров, работ, услуг, облагаемых по ставке 0 процентов, изложен в пункте 6 статьи 166 НК РФ.

Статьей 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты производятся
на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных статьей 171 НК РФ. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 3 статьи 172 НК РФ закреплено правило, в соответствии с которым предусмотренные статьей 171 НК РФ вычеты в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.

Превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с подпунктом 6 статьи 166 НК РФ (в рассматриваемом случае - с выручки от операций по реализации товаров на экспорт), подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, указанных в статье 176 НК РФ (абзац третий пункта 2 статьи 173 НК РФ).

В статье 176 НК РФ установлен порядок возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (реализации права на налоговые вычеты).

Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ налог на добавленную стоимость, уплаченный налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (статья 171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) подлежит возмещению налоговым органом из бюджета не позднее трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК
РФ.

В течение указанного срока налоговый орган обязан провести проверку обоснованности сведений, отраженных налогоплательщиком в налоговой декларации, и принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении (полностью или частично).

В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.

Таким образом, при достоверности данных, указанных налогоплательщиком в декларации, и отсутствии предусмотренных в пункте 4 статьи 176 НК РФ оснований для зачета разницы, образовавшейся в том случае, когда сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по соответствующим операциям, налоговый орган обязан принять решение о возмещении этой разницы путем ее возврата из бюджета.

Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция приняла в установленный пунктом 4 статьи 176 НК РФ срок решение об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по декларации за июль 2001 года, однако решением арбитражного суда, вступившим в законную силу, решение налогового органа признано недействительным.

Признание судом недействительным решения налоговой инспекции об отказе в возмещении налогоплательщику налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок
законное и обоснованное решение.

Систематическое толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет сделать вывод о том, что в пункте 4 статьи 176 НК РФ речь идет только о законном и обоснованном решении налогового органа. Если вынесенное решение налоговой инспекции признано судом недействительным, это означает, что налоговым органом в установленный срок не принято решение, которое подлежало принятию, - решение о возмещении из бюджета указанной в декларации суммы налога.

В абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из содержания этой нормы следует, что начисление этих процентов не зависит от причин нарушения установленных сроков возврата налога.

Указанные проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.

Следовательно, вывод суда о том, что налоговая инспекция в рассматриваемом случае правомерно не исчислила на не возвращенную своевременно сумму налога предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты, не вынесла решение об их выплате, не направила это решение органам казначейства, является незаконным.

На вытекающую из норм Налогового кодекса Российской Федерации обязанность именно налогового органа начислять проценты за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость, отражать их в заключении о возврате налога, направляемом органам Федерального казначейства, указано и в совместном приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345;
N 74н “О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость“.

Вместе с тем расчет суммы процентов, представленный истцом, неверен, так как истец не учел сроки направления решения о возврате НДС в органы казначейства и срок для выплаты казначейством такой суммы.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела и сроки возврата НДС, установленные статьей 176 НК РФ, суд кассационной инстанции считает, что проценты должны исчисляться за 77 дней просрочки возврата НДС исходя из ставки рефинансирования 25%, что составляет 312045 руб. 14 коп. Заявление подлежит удовлетворению в данной сумме.

Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2003 по делу N А56-38961/02 отменить.

Признать незаконным бездействие Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга, выразившееся в неначислении процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость за июль 2001 года.

Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга выплатить обществу с ограниченной ответственностью “Гольфстрим“ из бюджета 321045 руб. 13 коп. процентов.

Председательствующий

АБАКУМОВА И.Д.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

ШЕВЧЕНКО А.В.