Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2003 N А56-27989/02 Поскольку возмещение НДС из бюджета производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров, отказ ИМНС в возмещении спорного налога в связи с отсутствием сведений, подтверждающих уплату НДС поставщиками товаров, реализованных на экспорт, необоснован.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2003 года Дело N А56-27989/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Кирейковой Г.Г., при участии от закрытого акционерного общества “Совместное российско-шведское предприятие “Дирос Вуд“ Смаглюка А.В. (доверенность от 30.08.02 N 23), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Гутенкова В.Е. (доверенность от 04.01.03 N 04-05/20), рассмотрев 07.04.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение от 07.10.02 (судья Галкина Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 10.01.03 (судьи Цурбина С.И.,
Полубехина Н.С., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-27989/02,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Совместное российско-шведское предприятие “Дирос Вуд“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 01.08.02 N 37-10/176 и от 09.08.02 N 37-10/180, а также об обязании налогового органа возвратить Обществу из бюджета 157836 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за февраль, март и апрель 2002 года.

Решением от 07.10.02 суд удовлетворил требования Общества на основании пункта 1 статьи 164, пункта 1 статьи 165, пункта 2 статьи 173 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Апелляционная инстанция постановлением от 10.01.03 оставила решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению налогового органа, возмещение экспортеру НДС возможно только после получения в результате встречных проверок доказательств уплаты в бюджет этого налога поставщиками экспортируемой продукции. В данном случае сведения об уплате в бюджет НДС поставщиками Общества отсутствуют, поэтому Инспекция считает, что отказ в возмещении из бюджета оспариваемой суммы НДС правомерен.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела Инспекция, проверив в камеральном порядке представленные Обществом декларации по ставке 0% за февраль, март
и апрель 2002 года и документы, подтверждающие его право на возмещение 157836 рублей НДС, установила их соответствие требованиям статьи 165 НК РФ. Однако, ссылаясь на отсутствие по окончании проверки результатов встречных проверок поставщиков экспортируемой продукции, подтверждающих факт уплаты в бюджет полученных ими сумм НДС, Инспекция решениями от 01.08.02 N 37-10/176 и от 09.08.02 N 37-10/180 отказала Обществу в возмещении 103541 рубля и 54295 рублей НДС соответственно за февраль - март и апрель 2002 года.

Кассационная инстанция считает, что данные решения Инспекции нарушают права Общества и не соответствуют нормам налогового законодательства.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Таким образом, обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов подтверждается документами, приведенными в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ. Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается
с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод Инспекции об отсутствии у него сведений, подтверждающих уплату НДС поставщиками товаров, реализованных на экспорт.

Следует также отметить, что в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Поскольку Инспекция не оспаривает правомерность применения Обществом ставки 0% за февраль - апрель 2002 года и факт уплаты им сумм НДС поставщикам экспортированного товара, что и является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно признал недействительными решения налогового органа, обязав Инспекцию возвратить Обществу из бюджета 157836 рублей НДС.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты
считает законными и обоснованными.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.10.02 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.03 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-27989/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

КИРЕЙКОВА Г.Г.