Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.04.2003 N А56-30309/02 Довод ИМНС о том, что организация, перешедшая на уплату единого налога на вмененный доход и с этого момента освобожденная от уплаты НДС, обязана восстановить на расчеты с бюджетом суммы НДС, предъявленные к вычету по прежним налоговым периодам, неправомерен, поскольку организация предъявила к вычету НДС в период, когда она являлась плательщиком спорного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2003 года Дело N А56-30309/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кочеровой Л.И., Асмыковича А.В., при участии от ООО “Транс-Портс СНГ“ генерального директора Дроздова Е.Н., главного бухгалтера Чежиной В.М. (доверенность от 01.04.03 N 01/04-2ТП), бухгалтера Грибенюк И.А. (доверенность от 01.04.03 N 01/04-3ТП), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение от 25.10.02 (судья Малышева Н.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 20.12.02 (судьи Слобожанина В.Б., Бойко А.Е., Несмиян С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу
N А56-30309/02,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Транс-Портс СНГ“ (далее - ООО “Транс-Портс СНГ“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 17.09.02 N 2082727 о привлечении ООО “Транс-Портс СНГ“ к налоговой ответственности, доначислении налога на добавленную стоимость и пеней.

Решением суда от 25.10.02 заявленные требования удовлетворены: решение налоговой инспекции признано недействительным в части штрафа по подпункту 1.1 пункта 2 в сумме 13660 рублей, налога на добавленную стоимость по подпункту 2.1 “б“ пункта 2 в сумме 381138 рублей и пеней по подпункту “в“ пункта 2.1 пункта 2 в сумме 12942 рублей.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.12.02 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представители ООО “Транс-Портс СНГ“ просили оставить решение и постановление суда без изменения.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства ООО “Транс-Портс СНГ“ за период с 28.04.2000 по 01.08.02, о чем составлен акт от 30.08.02 N 2-08-2727. По результатам проверки вынесено решение от 17.09.02 N 2082727 о привлечении ООО “Транс-Портс СНГ“ к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налога на добавленную стоимость и
пеней.

В ходе проверки установлено, что ООО “Транс-Портс СНГ“ в мае 2001 года предъявило к вычету 52500 рублей налога на добавленную стоимость при отсутствии в этом периоде налоговой базы и налога, подлежащего уплате в бюджет.

Налоговая инспекция, полагая, что при таких условиях налог на добавленную стоимость к вычету предъявлен неправомерно, доначислила налог на добавленную стоимость с соответствующими пенями и привлекла его к ответственности за неуплату налога.

Порядок исчисления налога с выручки, полученной от реализации продукции на территории Российской Федерации, установлен пунктами 1, 2, 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Из материалов дела усматривается, что ООО “Транс-Портс СНГ“ все документы, представление которых предусмотрено положениями пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности налоговых вычетов, направило в налоговый орган и представило в суд. Разногласий относительно суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета, между истцом и ответчиком нет.

Доказательства оплаты товара поставщику вместе с налогом на добавленную стоимость и доказательства принятия товара к учету (оприходования) в материалах дела имеются.

Следовательно, ООО “Транс-Портс СНГ“ подтвердило обоснованность предъявления к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость за май 2001 года.

При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления налога на добавленную стоимость
с пенями и привлечения ООО “Транс-Портс СНГ“ к ответственности за его неуплату.

Таким образом, решение и постановление суда в этой части соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.

В ходе проверки также установлено, что ООО “Транс-Портс СНГ“ в 2001 году приобрело основные средства, уплатив налог на добавленную стоимость, который предъявило к вычету в момент постановки основных средств на учет. С 01.01.02 ООО “Транс-Портс СНГ“ перешло на уплату единого налога на вмененный доход.

Налоговая инспекция полагает, что ООО “Транс-Портс СНГ“ должно было восстановить на расчеты с бюджетом сумму предъявленного к вычету налога на добавленную стоимость в связи с переходом на уплату единого налога на вмененный доход.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 этого кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО “Транс-Портс СНГ“ предъявило к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении основных средств после принятия их на учет в 2001 году, то есть в тот период, когда оно являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

Требования налоговой инспекции о восстановлении на расчеты с бюджетом суммы налога на добавленную стоимость не основаны на нормах законодательства.

Таким образом, решение и постановление суда в этой части также соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного
округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.10.02 и постановление апелляционной инстанции от 20.12.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30309/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

КОЧЕРОВА Л.И.