Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2003 N А56-33925/02 При реализации предпринимателям за наличный расчет товаров для коммерческих целей организация не обязана была применять контрольно-кассовую машину: достаточно оформления приходно-кассовых ордеров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2003 года Дело N А56-33925/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Кустова А.А. и Сосниной О.Г., при участии от ООО “Завод “Омега“ Демина А.И. (протокол собрания от 25.09.2000 N 14), от Инспекции Семеновой А.В. (доверенность от 06.09.2002 N 19552), рассмотрев 13.03.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2002 по делу N А56-33925/02 (судья Захаров В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Завод “Омега“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд
города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 15.10.2002 N 09-0391/20 о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 30000 руб. за нарушение Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ (далее - Закон).

Решением от 18.12.2002 постановление Инспекции от 15.10.2002 N 09-0391/20 признано незаконным и отменено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе заявитель просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Податель жалобы ссылается на следующее: в соответствии со статьей 1 Закона и постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 сферой регулирования Закона являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо оказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что на основании протокола от 09.10.2002 N 09-0391/57 и приложенных к нему документов проверки соблюдения Обществом требований Закона в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) Инспекция вынесла постановление от 15.10.2002 N 09-0391/20 о взыскании с истца штрафа в размере 30000 руб. за прием наличных денежных средств в кассу предприятия от населения без применения контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) и бланков строгой отчетности. Данной проверкой установлено, что в период с августа по сентябрь 2002
года при осуществлении денежных расчетов с предпринимателями без образования юридического лица Общество применяло приходные кассовые ордера без применения ККМ.

Удовлетворяя требования Общества, суд правомерно исходил из того, что положения статьи 1 Закона не распространяются на случаи реализации продукции индивидуальным предпринимателям для дальнейшей ее продажи потребителям.

Общество производило расчеты с предпринимателями за поставляемый товар наличными денежными средствами без использования ККМ, выдавая покупателям приходные кассовые ордера, что соответствует Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержденному Центральным банком Российской Федерации 22.09.93) и не противоречит пункту 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В акте Инспекции указано, что в качестве вещественных доказательств к акту прилагаются приходные кассовые ордера от 26.08.2002 N 189, 190, 191, 192. В указанный период Общество производило реализацию товара (бумажных салфеток) предпринимателям за наличный расчет без применения ККМ.

Доводы подателя жалобы о том, что в данном случае Общество обязано было применять ККМ при осуществлении денежных расчетов с предпринимателями, несостоятельны по следующим основаниям.

Проанализировав представленные документы, в том числе акт проверки от 01.10.2002 N 47-04/0391, протокол об административном правонарушении от 09.10.2002 N 09-0391/57, постановление от 15.10.2002 N 09-0391/20, договоры поставки (л.д. 6, 10, 14, 21), накладные на отпуск товара (л.д. 7, 11, 15, 22), счета-фактуры (л.д. 7, 11, 15, 22), свидетельства о государственной регистрации предпринимателей, суд сделал обоснованный вывод о том, что реализация товара (бумажных салфеток) осуществлялась для использования его предпринимателями в коммерческих целях, а не для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (что согласно статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации является квалифицирующим признаком договора розничной купли-продажи).

При указанных обстоятельствах исключается применение
ККМ, так как, по смыслу статьи 1 Закона, обязанность применения контрольно-кассовых машин предусмотрена при осуществлении денежных расчетов именно с населением.

Из материалов дела следует, что в данном случае Общество реализовало товары предпринимателям на основании договоров поставки и не вело розничную продажу товаров населению.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд в полном объеме установил все обстоятельства дела, выводы, изложенные в решении, соответствуют материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, а следовательно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2002 по делу N А56-33925/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЧЕРТИЛИНА З.А.

Судьи

КУСТОВ А.А.

СОСНИНА О.Г.