Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2003 N А26-5781/02-25 Вывод суда о том, что законодательством о налогах и сборах не определен срок представления расчетов по налогу на пользователей автомобильных дорог, неправомерен, поскольку указанный срок предусмотрен инструкцией МНС РФ, подлежащей применению до ее отмены и (или) установления частью второй НК РФ иного законодательного регулирования ранее возникших правоотношений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2003 года Дело N А26-5781/02-25

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Асмыковича А.В., Пастуховой М.В., рассмотрев 13.03.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.11.02 по делу N А26-5781/02-25 (судья Васильева Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Инвестаудит“ (далее - Общество) по 100 руб. штрафа за
несвоевременное представление расчета по налогу на пользователей автомобильных дорог, деклараций по налогу на имущество предприятия и по налогу на прибыль за 2001 год.

Решением арбитражного суда от 04.11.02 с Общества взыскан штраф в сумме 200 руб. за несвоевременное представление деклараций по налогу на имущество предприятия и по налогу на прибыль. В остальной части в удовлетворении требований Инспекции отказано.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит частично отменить решение и принять новое о взыскании с Общества 100 руб. штрафа, указывая на то, что срок представления налогоплательщиком расчетов по налогу на пользователей автомобильных дорог предусмотрен Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ (далее - Инструкция N 30). Названной Инструкцией установлена обязанность Общества представлять декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает, что мотивировочная часть решения суда первой инстанции подлежит изменению.

Из материалов дела усматривается, что в результате камеральной проверки представленных Обществом деклараций по налогу на имущество предприятия, по налогу на прибыль и расчета по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001 год Инспекция сделала вывод о наличии в действиях ответчика состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), о чем 29.04.02 составлен акт N 5.1-05/340.

Решением налогового
органа от 22.05.02 N 5.1-05/431 Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 300 руб. за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок названных налоговых деклараций и расчета. Налоговый орган в решении указал на то, что декларации (расчеты) по налогам (кроме НДС), которые надлежало представить не позднее 01.04.02, Общество представило 02.04.02, то есть с просрочкой в один день. Инспекция предложила налогоплательщику уплатить сумму штрафа в добровольном порядке в течение 10 дней.

Общество добровольно штраф не уплатило, в связи с чем Инспекция обратилась в суд.

Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания с налогоплательщика 100 руб. штрафа за непредставление в срок расчета по налогу на пользователей автомобильных дорог, суд указал, что законодательством о налогах и сборах не установлен срок представления расчетов по налогу на пользователей автомобильных дорог, а следовательно, Общество не может быть привлечено к ответственности за нарушение сроков его представления. Суд первой инстанции, отклонив ссылку Инспекции на установленные Инструкцией N 30 и Инструкцией Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 04.04.2000 N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ (далее - Инструкция N 59), действующей с 01.01.01, сроки представления деклараций, указал, что предусмотренные в названных инструкциях сроки представления налоговой декларации не могут быть применены, поскольку они обязательны для подразделений налоговых органов и не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

По мнению кассационной инстанции, выводы суда в этой части ошибочны.

Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой
декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренных в пункте 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Пунктом 6 статьи 80 НК РФ предусмотрено представление налогоплательщиком налоговой декларации в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Вместе с тем Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон N 1759-1) и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 (далее - Постановление N 2235-1) “Об утверждении порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации“ не определен конкретный срок представления расчета по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Несмотря на отсутствие в Законе N 1759-1 и Постановлении N 2235-1 нормы, в которой было бы прямо указано на срок представления деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог, из содержания вышеизложенных норм в их совокупности следует, что декларация должна быть составлена налогоплательщиком и представлена в налоговый орган не позднее срока уплаты налога, в рассматриваемом случае - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Однако действие Постановления N 2235-1 приостановлено с 01.01.01 по 31.12.01 Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“.

Вместе с тем срок представления деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог предусмотрен Инструкциями N 30 (пункт 25) и N 59 (пункт 42): ежеквартально, не позднее срока, установленного для представления квартальной (годовой)
бухгалтерской отчетности.

В статье 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что изданные до 1 января 1999 года нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Следовательно, инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются судами при разрешении споров в части, не противоречащей кодексу, в том числе его статье 4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Установленные Инструкциями N 30 и N 59 сроки представления расчетов по налогу на пользователей автомобильных дорог не нарушают прав налогоплательщиков, поскольку увеличивают отчетный период до трех месяцев, а следовательно, уменьшают количество таких расчетов в налоговом периоде. Они также не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах.

Поэтому Инструкция N 30 (как и аналогичная ей в рассматриваемой части Инструкция N 59), изданная до введения в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации, в части установления срока представления расчетов по налогу на пользователей автомобильных дорог применяется до ее отмены и (или) установления частью второй Налогового кодекса Российской Федерации иного законодательного регулирования ранее возникших правоотношений.

Учитывая изложенное, привлечение Инспекцией Общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление расчета по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001 год следует признать правомерным, а решение суда первой инстанции в этой части - не соответствующим нормам материального права.

Вместе с тем
кассационная инстанция считает правильным на основании статьи 112 НК РФ ограничиться взысканным судом штрафом в сумме 200 руб., поскольку Общество представило декларации по налогу на имущество предприятия, налогу на прибыль и расчет по налогу на пользователей автомобильных дорог с незначительной просрочкой (1 день), что дает основания для снижения размера санкции (соответственно 70 руб., 70 руб. и 60 руб.).

При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.11.02 по делу N А26-5781/02-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

ПАСТУХОВА М.В.