Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2002 N А56-19939/02 Поскольку в счетах гостиниц имеются все установленные законом сведения, суд правомерно отклонил довод налоговой инспекции о том, что эти счета не являются бланками строгой отчетности в связи с тем, что их отдельные реквизиты вписаны от руки, а не впечатаны типографским способом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2002 года Дело N А56-19939/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д., Зубаревой Н.А., при участии от открытого акционерного общества “Ижорские заводы“ Соколовой И.А. (доверенность от 21.12.2001), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2002 по делу N А56-19939/02 (судья Демина И.Е.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с
иском о взыскании с открытого акционерного общества “Ижорские заводы“ (далее - ОАО “Ижорские заводы“, Общество) 8817,8 руб. налоговых санкций.

Решением суда от 29.07.2002 исковые требования отказал налоговой инспекции в иске.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, устанавливающих требования к бланкам строгой отчетности.

Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.

Налоговая инспекция в октябре - декабре 2001 года провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет ОАО “Ижорские заводы“ подоходного налога, а также полноты и своевременности представления Обществом сведений о доходах физических лиц и отчетов об итоговых суммах доходов и удержанном подоходном налоге за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, результаты которой отражены в акте от 14.12.2001 N 221.

В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество не исчислило, не удержало и не перечислило в бюджет подоходный налог с выплат, производимых работникам ОАО “Ижорские заводы“, по возмещению расходов по найму жилого помещения во время командировок по счетам гостиниц. Указанные счета, по мнению налоговой инспекции, не являются бланками строгой отчетности, поскольку их отдельные реквизиты вписаны от руки, а не впечатаны типографским способом.

На основании материалов проверки налоговый орган вынес решение от 01.02.2002 N 221б о привлечении ОАО “Ижорские заводы“ к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в
виде 8817,8 руб. штрафа. Налоговая инспекция направила Обществу требование от 28.02.2002 N 04000443 об уплате недоимки, пеней и штрафов в срок до 10.03.2002.

Поскольку Общество добровольно налоговые санкции не уплатило, налоговая инспекция обратилась в суд с иском об их взыскании.

Отклоняя исковые требования налогового органа, ОАО “Ижорские заводы“ указало, что согласно пункту 8 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.97 N 490, услуги по проживанию в гостинице оформляются квитанцией (талоном) или иным документом, подтверждающим заключение договора на оказание этих услуг. В этом же нормативном акте приведен перечень реквизитов, которые должны содержаться в таком документе. Однако законодательство не содержит требования о том, что все реквизиты счета, выставляемого гостиницей, должны в обязательном порядке оформляться типографским способом.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами ответчика и отказал налоговому органу в иске.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта и удовлетворения жалобы налогового органа.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Совет Министров - Правительство Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
населением без применения контрольно-кассовых машин.

Такой Перечень утвержден постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745. Из пункта первого этого нормативного акта следует, что организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).

Форма бланка строгой отчетности для гостиниц (3-Г) утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.93 N 121.

Кроме того, в пункте 8 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.97 N 490, указано, что при оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора на оказание услуг, который должен содержать:

наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

фамилию, имя, отчество потребителя;

сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

цену номера (места в номере);

другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.

Причем ни в одном из указанных нормативных актов не указано, что все реквизиты счета гостиницы должны заполняться только типографским способом.

Из материалов дела видно, что в счетах гостиниц, которые оплачивались Обществом, имеются все перечисленные реквизиты. Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, несмотря на заполнение некоторых реквизитов этих бланков строгой отчетности от руки, такие документы нельзя признать ничтожными.

Учитывая изложенное
и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2002 по делу N А56-19939/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ЗУБАРЕВА Н.А.