Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2002 N А26-1952/02-02-07/92 Поскольку претензий относительно выполнения предприятием графика платежей и уплаты текущих обязательных платежей ИМНС не представила, основания для признания предприятия утратившим право на реструктуризацию задолженности отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2002 года Дело N А26-1952/02-02-07/92

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2002 по делу N А26-1952/02-02-07/92 (судьи Зинькуева И.А., Подкопаев А.В., Петров А.Б.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Беломорская электросеть“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия (далее -
налоговая инспекция) от 15.03.2002 N 37 “О прекращении реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам МУП “Беломорская сеть“.

Решением от 14.06.2002 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение пункта 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и другим обязательным платежам в федеральный бюджет (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002.

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность оспариваемого налоговой инспекцией решения суда, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.

Удовлетворяя исковые требования предприятия, суд первой инстанции правомерно указал, что пунктом 7 Порядка предусмотрено два основания утраты организацией права на реструктуризацию: неуплата текущих платежей и неуплата платежей, установленных графиком погашения задолженности.

Как следует из материалов дела, на основании утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и другим обязательным платежам в федеральный бюджет налоговая инспекция 21.11.2001 приняла решение N 1298 “О реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам МУП “Беломорская электросеть“. Согласно пункту 4 этого решения предприятию надлежит исполнять платежи в соответствии с установленными графиками (графиком погашения задолженности по налогам и сборам и графиком погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам), а также текущие обязательные платежи, включая авансовые платежи по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, по федеральным налогам и сборам своевременно и в полном объеме.

Рассмотрев выполнение условий проведения реструктуризации,
15.03.2002 налоговая инспекция приняла решение N 37 о прекращении реструктуризации предприятия, ссылаясь на то, что в нарушение пункта 3 Порядка и пункта 6 разъяснений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по вопросам, возникающим при применении Порядка проведения реструктуризации от 11.10.2001 N 14-07/10101, предусматривающими полную уплату налогоплательщиком суммы пеней, начисленных за несвоевременную уплату текущих налоговых платежей. Претензий относительно выполнения графика платежей и уплаты текущих обязательных платежей налоговая инспекция не предъявила. Таким образом, оснований для утраты права предприятия на реструктуризацию нет.

Учитывая, что налоговая инспекция отменила свое решение о реструктуризации задолженности предприятия в связи с нарушением норм Порядка, а также то, что начисление пеней возобновлено с даты вынесения первоначального решения о реструктуризации N 1298, кассационная коллегия считает, что фактически налоговый орган не отменил свое решение, а признал его недействительным.

Налоговая инспекция как орган государственного управления, действующий в рамках публично-правовых отношений, может осуществлять свою деятельность строго в пределах полномочий, предоставленных законодательством.

Пунктами 7 и 8 Порядка предусмотрены случаи прекращения действия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет решением налогового органа, принявшего такое решение о реструктуризации. Эта норма полностью соответствует установленным статьями 63, 64 и 68 Налогового кодекса Российской Федерации полномочиям налоговых органов по предоставлению отсрочки и рассрочки уплаты налогов.

Права налоговых органов также предусмотрены статьей 31 кодекса. Названные законодательные акты не предоставляют налоговым органам ни права отменять свои решения, ни права признавать их недействительными.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что оспариваемое по настоящему делу решение налоговой инспекции от 15.03.2002 N 37 вынесено налоговым органом с превышением полномочий, предоставленных законодательством. Способ устранения своей ошибки,
избранный налоговой инспекцией, не соответствует указанным нормам права.

Кроме того, кассационная инстанция принимает во внимание правовые последствия для предприятия решения налоговой инспекции, принятого 15.03.2002. Указанный акт налогового органа лишает налогоплательщика права на получение рассрочки уплаты задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, так как в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в бюджет осуществляется один раз. Принятие решения о реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам в федеральный бюджет после 31.12.2001 не допускается.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2002 по делу N А26-1952/02-02-07/92 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

ШЕВЧЕНКО А.В.