Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2002 N А05-780/02-33/3 Довод о том, что налог на пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в территориальный дорожный фонд, в спорный период не являлся законно установленным, поскольку срок уплаты налога не был установлен законом субъекта РФ, правомерно отклонен. Федеральным законом срок уплаты этого налога был определен как в федеральный, так и в территориальный дорожный фонд.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2002 года Дело N А05-780/02-33/3

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Пастуховой М.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества “Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат“ Брежневой Е.С. (доверенность от 29.12.2001 N 7-83юр), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат“ на решение от 15.04.2002 (судья Куницына Л.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 03.07.2002 (судьи Сумарокова Т.Я., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-780/02-33/3,

УСТАНОВИЛ:

Управление “Архангельскавтодор“ (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительным протокола от 19.01.99 о проведении
взаимных зачетов, подписанного открытым акционерным обществом “Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат“ (далее - ОАО “АЦБК“), товариществом с ограниченной ответственностью “Фламинго“ (далее - ТОО “Фламинго“) и управлением, и применении последствий его недействительности в виде обязания ТОО “Фламинго“ возвратить ОАО “АЦБК“ 2000000 руб., а также об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Новодвинску, переименованной в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области (далее - инспекция), восстановить на лицевом счете ОАО “АЦБК“ 2000000 руб. налога на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемого в территориальный дорожный фонд, и о признании недействительной бухгалтерской справки от 19.01.99 N 212.

Истец в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет иска и просил признать недействительным протокол от 19.01.99 о проведении взаимных зачетов между управлением, ОАО “АЦБК“ и ТОО “Фламинго“, а также признать неуплаченными ОАО “АЦБК“ 2000000 руб. налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, зачисленных на лицевой счет ОАО “АЦБК“ на основании бухгалтерской справки от 19.01.99 N 212, и обязать ТОО “Фламинго“ возвратить ОАО “АЦБК“ 2000000 руб. за полученную продукцию, управление - возвратить ТОО “Фламинго“ 217157 руб. 11 коп., перечисленных ООО “Фламинго“ в счет уплаты налогов в областной бюджет за дорожные организации.

Решением суда от 15.04.2002 иск управления удовлетворен частично. Признан ничтожным протокол от 19.01.99 о проведении взаимных зачетов и применены последствия недействительности названного протокола в виде взыскания с ТОО “Фламинго“ в пользу ОАО “АЦБК“ 2000000 руб., взыскания с управления в пользу ТОО “Фламинго“ 217157 руб. 11 коп. Данным решением суд также обязал инспекцию восстановить на лицевом
счете ОАО “АЦБК“ 2000000 руб. налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2002 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО “АЦБК“, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, а в иске отказать. По мнению подателя жалобы, налог на пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в территориальный дорожный фонд, до 01.01.2002 нельзя считать законно установленным налогом, поскольку только с указанной даты вступил в силу Областной закон “О порядке образования средств областного дорожного фонда“, которым установлен налоговый период в один календарный месяц.

ОАО “АЦБК“ также полагает, что после проведения взаимозачета сумма задолженности должна была быть уменьшена с 34183263 руб. до 32183263 руб., однако уменьшение произведено не было, а сумма в размере 34183263 руб. до настоящего времени числится задолженностью и взыскивается инспекцией с ОАО “АЦБК“ в судебном порядке.

Кроме того, ОАО “АЦБК“ считает, что в принятых по делу судебных актах отсутствует нормативное обоснование обязанности инспекции восстановить задолженность. Инспекция не являлась участником соглашения о проведении взаимозачета и не является правопреемником управления.

В судебном заседании представитель ОАО “АЦБК“ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просил решение и постановление суда отменить, а в иске отказать.

Управление, ТОО “Фламинго“ и инспекция, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.01.99 ОАО “АЦБК“, ТОО “Фламинго“ и управление подписали трехсторонний протокол о проведении взаимных зачетов, согласно
которому ОАО “АЦБК“ обязалось отпустить ТОО “Фламинго“ свою продукцию на 2000000 руб., ТОО “Фламинго“ - погасить задолженность подрядчиков управления в сумме 2000000 руб. в фонд обязательного медицинского страхования, а управление - погасить задолженность ОАО “АЦБК“ в сумме 2000000 руб. по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачисляемому в территориальный дорожный фонд.

Управление исполнило условие обжалуемого протокола по погашению задолженности ОАО “АЦБК“ в сумме 2000000 руб. по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.

ОАО “АЦБК“ во исполнение условий протокола передало ТОО “Фламинго“ векселя на сумму 2000000 руб., которые были предъявлены к погашению открытым акционерным обществом “Архбум“.

ТОО “Фламинго“ исполнило свои обязательства не в полном объеме, погасив задолженность подрядчиков управления перед фондом обязательного медицинского страхования в сумме 217157 руб. 11 коп.

Кассационная инстанция считает решение судебных инстанций о признании протокола от 19.01.99 о проведении взаимных зачетов ничтожным и применении последствий недействительности этого протокола обоснованным и соответствующим статьям 166, 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Довод жалобы ОАО “АЦБК“ о том, что до 01.01.2002 налог на пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в территориальный дорожный фонд, нельзя признать законно установленным, кассационная инстанция считает несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно подпункту “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным. Статьей 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон) предусмотрено, что сумма налога на пользователей автомобильных дорог, подлежащая внесению в федеральный и территориальный дорожные фонды, определяется в процентах от налогооблагаемой базы - выручки, полученной налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период. Следовательно, нет оснований
полагать, что сроки уплаты федерального налога на пользователей автомобильных дорог различаются в зависимости от того, в какой фонд (федеральный или территориальный) этот налог направляется налогоплательщиком при его уплате.

В соответствии со статьей 2 Закона порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом. Согласно Закону в редакции, действовавшей ранее, порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации определялся Верховным Советом Российской Федерации. Такой порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации был разработан Верховным Советом Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 (далее - Порядок), предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленный Законом налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Таким образом, кассационная инстанция считает, что срок уплаты федерального налога на пользователей автомобильных дорог как в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, так и в территориальный дорожный фонд одинаков и установлен пунктом 10 Порядка, а следовательно, должен был соблюдаться налогоплательщиком при уплате названного налога в территориальный дорожный фонд.

Однако кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций ошибочно пришли к выводу об обязании инспекции восстановить на лицевом счете ОАО “АЦБК“ 2000000 руб. задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачисляемому в территориальный дорожный фонд.

Из материалов дела видно, что инспекция обратилась в арбитражный суд с иском к ОАО “АЦБК“ о взыскании с него задолженности по различным налогам, в том числе и по названному налогу (дела N А05-3909/02-221/14; А05-3908/2-220/14; А05-3210/02-168/11), и к предмету данного иска налоговый
орган никакого отношения не имеет. Кроме того, довод жалобы о том, что инспекция не являлась участником соглашения о проведении взаимозачета и не является правопреемником управления, кассационная инстанция считает обоснованным.

Лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов, и поэтому неотражение либо отражение в лицевом счете налоговых платежей само по себе не ущемляет прав налогоплательщика.

При таких обстоятельствах у инспекции отсутствует обязанность по восстановлению на лицевом счете ОАО “АЦБК“ 2000000 руб. задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 3 пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ подателю жалобы необходимо выдать справку на возврат госпошлины из федерального бюджета в связи с прекращением производства по делу в этой части.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287 (подпункты 1, 6 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 03.07.2002 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-780/02-33/3 отменить в части удовлетворения иска Управления “Архангельскавтодор“ об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Новодвинску восстановить задолженность на лицевом счете открытого акционерного общества “Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат“ по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в сумме 2000000 руб. Производство по делу в этой части прекратить.

В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат“ - без удовлетворения.

Выдать открытому акционерному обществу “Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат“ справку на возврат из федерального
бюджета 1500 руб. госпошлины, уплаченной по кассационной жалобе.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

ПАСТУХОВА М.В.

НИКИТУШКИНА Л.Л.