Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2002 N А56-3330/02 Поскольку в результате увеличения лимита предельных сумм расчетов наличными деньгами с 21.11.01 устранена ответственность за расчеты наличными деньгами в сумме свыше 10000 рублей, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у ИМНС оснований для привлечения предприятия к ответственности за осуществление расчета с другим предприятием наличными денежными средствами в сумме, превышающей 10000 рублей, после указанной даты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 2002 года Дело N А56-3330/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Корпусовой О.А. и Хохлова Д.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области Муриной О.М. (доверенность от 21.01.2002 N 09-02/7997), от федерального государственного унитарного предприятия “Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации“ - правопреемника государственного унитарного предприятия “Волховстроевское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации“ Моисеевой А.Р. (доверенность от 30.08.2002 N 11/6-02), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
городу Волхову Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2002 по делу N А56-3330/02 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Зайцева Е.К.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с государственного унитарного предприятия “Волховстроевское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации“ (далее - предприятие) 25920 рублей штрафа за нарушения порядка расчетов наличными денежными средствами.

Решением арбитражного суда от 01.04.2002 (судья Демина И.Е.) иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.07.2002 указанное решение отменено и в иске отказано.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит оставить в силе решение суда от 01.04.2002, отменив таким образом постановление от 01.07.2002, ссылаясь на законность вынесенного им решения о привлечении предприятия к ответственности.

В связи с реорганизацией предприятия путем присоединения его в качестве обособленного подразделения к федеральному государственному унитарному предприятию “Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации“ (далее - ФГУП ОЖД МПС РФ) суд кассационной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке правопреемства заменил предприятие на ФГУП ОЖД МПС РФ.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ФГУП ОЖД МПС РФ указал на их необоснованность.

Проверив законность постановления от 01.07.2002 в кассационном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела следует, что Волховстроевским филиалом закрытого акционерного общества “Балтийский банк“ (далее - банк) проведена проверка соблюдения Волховстроевским локомотивным депо (структурным подразделением ответчика) порядка работы с денежной
наличностью, в ходе которой установлено осуществление 27.09.2001 расчета наличными денежными средствами с другим предприятием сверх установленных предельных сумм на 2960 рублей. Согласно счету-фактуре от 27.09.2001 N 765 и квитанции к приходному кассовому ордеру от 27.09.2001 N 8513 локомотивное депо уплатило обществу с ограниченной ответственностью “Ютикон“ за поставленный товар 12960 рублей. По результатам проверки отделением банка 13.11.2000 составлена справка, а 14.11.2001 банком вынесено распоряжение о направлении материала проверки в налоговую инспекцию для принятия решения.

За указанное нарушение порядка работы с денежной наличностью решением налоговой инспекции от 23.11.2002 на основании пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей“ (далее - Указ) предприятие привлечено к ответственности в виде штрафа в 2-кратном размере суммы произведенного платежа, то есть в сумме 25920 рублей.

Из содержания абзаца шестого пункта 9 Указа следует, что ответственность за нарушения кассовой дисциплины, предусмотренная этим пунктом, - административная. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложения штрафов Указом не установлен. Следовательно, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении предприятия налоговая инспекция должна была руководствоваться нормами действовавшего в то время Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В соответствии со статьей 9 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действовавшего во время совершения правонарушения. Однако в этой же статье указано, что акты, смягчающие или устраняющие ответственность, имеют обратную силу.

В пункте 9 Указа, которым предусмотрена ответственность за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм, эти
суммы не указаны. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен нормативными правовыми актами Центрального банка России.

Таким образом, актом, устанавливающим ответственность за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных предельных сумм, следует рассматривать в совокупности как пункт 9 Указа, так и нормативные правовые акты Центрального банка России, которыми установлены предельные суммы расчетов наличными деньгами.

Указанием Центрального банка Российской Федерации от 14.11.2001 N 1050-у, опубликованным 21.11.2001 в “Вестнике Банка России“ и вступившим в силу с этой даты, предельный размер расчетов наличными деньгами увеличен и установлен в сумме 60000 рублей. Указание Центрального банка России от 07.10.98 N 371-у, которым предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке был установлен в сумме 10000 рублей, с 21.11.2001 признано утратившим силу.

Таким образом, с 21.11.2001 установлена ответственность за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями в сумме, превышающей 60000 рублей, из чего следует, что ответственность за расчеты наличными деньгами в сумме свыше 10000 рублей и до 60000 рублей с 21.11.2001 устранена.

Поскольку в результате увеличения разрешенного размера предельных сумм расчетов наличными деньгами до 60000 рублей с 21.11.2001 устранена ответственность за расчеты наличными деньгами в сумме свыше 10000 рублей и до 60000 рублей, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у налоговой инспекции 23.11.2001 правовых оснований для привлечения предприятия к ответственности.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

(резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2002)

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2002
по делу N А56-3330/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ПОЧЕЧУЕВ И.П.

Судьи

КОРПУСОВА О.А.

ХОХЛОВ Д.В.