Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2002 N А56-36890/01 Иск об обязании ИМНС внести изменения в лицевой счет налогоплательщика, где отразить уплату налогоплательщиком налогов, неподведомствен арбитражному суду, поскольку неотражение конкретных сумм налоговых платежей в лицевом счете - внутреннем учетном документе налоговых органов, ведение которого не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, не ущемляет прав налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 2002 года Дело N А56-36890/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В., при участии от АООТ “Рыбоперерабатывающий комбинат“ Лобановой Е.Л. (доверенность от 25.06.2002), от Инспекции по Калининскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Андреевой О.Ю. (доверенность от 01.07.2002 N 18/6995) и Евдокимовой Н.А. (доверенность от 13.03.2002 N 18/2633), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Калининскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 07.02.2002 (судья Рыбаков С.П.) и постановление апелляционной инстанции от 15.05.2002
(судьи Фокина Е.А., Гайсановская Е.В., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36890/01,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество открытого типа “Рыбоперерабатывающий комбинат“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском обязать Инспекцию по Калининскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) внести изменения в лицевой счет Общества, где отразить уплату налога на пользователей автомобильных дорог: 1399 руб. - в федеральный фонд и 5597 руб. - в территориальный фонд; налога на прибыль: 1360 руб. - в федеральный бюджет и 2349 руб. - в местный бюджет; 9876,5 руб. налога на добавленную стоимость и 1041 руб. платы за выбросы вредных веществ.

Решением суда от 07.02.2002 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.05.2002 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и в иске отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.

Как следует из статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между субъектами, названными в пунктах 1, 4 и 5 этой же статьи.

В пунктах 2 и 3 указаны виды споров, разрешаемых арбитражным судом, а в пункте 5 установлено, что федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела.

Статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщиков на судебное обжалование актов
налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Обращаясь с иском в суд, Общество требует обязать налоговый орган выполнить определенные действия - внести изменения в лицевые счета по налогам и отразить уплату налога на пользователей автомобильных дорог: 1399 руб. - в федеральный фонд и 5597 руб. - в территориальный фонд; налога на прибыль: 1360 руб. - в федеральный бюджет и 2349 руб. - в местный бюджет; 9876,5 руб. налога на добавленную стоимость и 1041 руб. платы за выбросы вредных веществ.

Лицевые счета по налогам, которые ведет налоговая инспекция, отражают данные оперативно-бухгалтерского учета начисленных и поступивших налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сумм финансовых санкций, в бюджетную систему и являются формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов.

Неотражение в лицевом счете - внутреннем учетном документе налоговых органов, ведение которого не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, конкретных сумм налоговых платежей само по себе не ущемляет прав налогоплательщика.

Из материалов дела видно, что фактически спор касается признания обязанности по уплате вышеперечисленных сумм налогов исполненной.

Однако Общество иск о признании этих сумм налогов, перечисленных по конкретным платежным поручениям, уплаченных в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, не заявляло.

Не обжаловало оно в суд действия (бездействие) налогового органа путем предъявления иска о зачете уплаченных, по его мнению, сумм налога.

Исходя из предмета иска, как он сформулирован Обществом, кассационная инстанция считает, что такой спор неподведомствен арбитражному суду.

Учитывая изложенное, принятые по делу и оспариваемые налоговой инспекцией судебные акты подлежат
отмене, а производство по делу - прекращению.

Руководствуясь статьей 174, пунктом 5 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.02.2002 и постановление апелляционной инстанции от 15.05.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36890/01 отменить.

Производство по делу прекратить.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ДМИТРИЕВ В.В.