Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.05.2002 N А56-36403/01 Суд правомерно отказал региональному отделению ФСС во взыскании с общества штрафа на основании статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам обязательного социального страхования, поскольку контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе ЕСН, осуществляется налоговыми органами РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2002 года Дело N А56-36403/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от Санкт-Петербургского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации Константиновой Е.В. (доверенность от 03.01.2002 N 17), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2002 по делу N А56-36403/01 (судья Пилипенко Т.А.),

УСТАНОВИЛ:

Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Запад“ (далее -
общество) о взыскании 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление ответчиком расчетной ведомости по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за I квартал 2001 года.

Решением суда от 24.01.2002 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе отделение просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

Ответчик о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что общество 10.07.2001 представило в отделение расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 1-й квартал 2001 года.

Истцом составлен акт камеральной проверки от 10.07.2001 N 359-к, в котором указано на несвоевременное представление расчетной ведомости.

Директором филиала N 7 регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу принято решение от 06.09.2001 N 359-К/У11 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 1-й квартал 2001 года.

Ответчик в срок до 20.09.2001 не уплатил штраф, в связи с чем отделение 10.12.2001 обратилось в суд с иском о взыскании 100 руб. штрафа.

Суд первой инстанции отказал отделению в иске, и такое решение кассационная инстанция считает правильным.

Согласно статье 11 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования - в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ от 24.07.98 N 125-ФЗ, Федеральным законом “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год“ от 12.02.2001 N 17-ФЗ.

В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ страховые взносы не включены в состав налогов.

Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое кодексом установлена ответственность.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.

Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ от 16.07.99 N 165-ФЗ страховщики имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации
и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Таким образом, у Фонда социального страхования РФ и его органов отсутствуют полномочия по привлечению к налоговой ответственности плательщиков страховых взносов после 01.01.2001, поскольку они не могут пользоваться правами налогового органа. Фонд социального страхования Российской Федерации и его органы могут привлекать плательщиков страховых взносов к ответственности, предусмотренной статьей 19 ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“. Решение филиала N 7 отделения от 06.09.2001 N 359-К/У11 принято после 01.01.2001, то есть за пределами срока, на который органам фонда социального страхования Российской Федерации предоставлены соответствующие полномочия.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в иске правомерно, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.01.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36403/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.