Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.04.2002 N А56-29754/01 Суд правомерно отказал ИМНС во взыскании с районного управления технической инвентаризации штрафа за нарушение 10-дневного срока представления сведений об учете объектов недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам, поскольку указанный срок представления таких сведений установлен НК РФ для учреждений юстиции, осуществляющих регистрацию недвижимого имущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2002 года Дело N А56-29754/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Пастуховой М.В., при участии от Лодейнопольского районного управления технической инвентаризации Дубининой А.В. (доверенность от 08.04.02 N 125), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области Ветовой Л.П. (доверенность от 09.01.02 N 8772) и Жигаловой А.Ю. (доверенность от 21.01.02 N 02-05/136), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области на решение от 04.12.01 (судья Шульга Л.А.) и постановление апелляционной
инстанции от 13.02.02 (судьи Фокина Е.А., Звонарева Ю.Н., Тарасюк И.М.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29754/01,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области (далее - ИМНС) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Лодейнопольскому районному управлению технической инвентаризации (далее - РУТИ) о взыскании на основании пункта 1 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 854000 рублей штрафа за нарушение срока представления в налоговый орган сведений об учете объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам.

Решением от 04.12.01 суд отказал ИМНС в иске, указав на отсутствие оснований для привлечения РУТИ к налоговой ответственности.

Апелляционная инстанция постановлением от 13.02.02 отклонила доводы жалобы ИМНС и оставила решение суда без изменения.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить иск. По мнению налогового органа, судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены положения пункта 4 статьи 85, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и пункта 1 статьи 129-1 НК РФ. При этом ИМНС считает, что, поскольку ответчик выполняет функции по техническому учету недвижимости всех форм собственности с целью их государственного учета и формирования объектов налогообложения, РУТИ в силу пункта 4 статьи 85 НК РФ обязано сообщить в налоговый орган сведения о недвижимом имуществе, расположенном на подведомственной ему территории, в течение 10 дней после регистрации недвижимости.

В отзыве на жалобу РУТИ просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность доводов налогового органа.

В судебном заседании представители ИМНС поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель РУТИ просил оставить принятые
по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно акту от 28.04.01 N 02 ИМНС провела выездную проверку полноты и своевременности представления РУТИ сведений об объектах недвижимости, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, в период с 03.03.2000 по 28.04.01. Принятым в порядке статьи 101 НК РФ решением от 31.05.01 N 554 РУТИ привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129-1 НК РФ, в виде взыскания 854000 рублей штрафа за нарушение в 854 случаях установленного пунктом 4 статьи 85 НК РФ срока представления в налоговый орган сведений об учете объектов недвижимости, принадлежащих юридическим и физическим лицам и являющихся объектами налогообложения.

Однако согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ “органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества“.

В силу названной нормы сведения в налоговые органы о расположенном на подведомственной территории недвижимом имуществе, о зарегистрированных транспортных средствах и об их владельцах в 10-дневный срок с момента регистрации этого имущества должны сообщать органы, осуществляющие как учет, так и регистрацию такого имущества, а также органы, осуществляющие только его регистрацию. Таким образом, пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлена обязанность только органов, осуществляющих регистрацию объектов налогообложения, которые, возможно, дополнительно к этому ведут и
их учет, сообщать в налоговые органы сведения об объектах налогообложения и их владельцах. Правомерность этого вывода подтверждается предусмотренным названной нормой сроком, который исчисляется с момента регистрации имущества.

В данном случае согласно пунктам 1.1 и 2.1 устава предметом деятельности РУТИ является “техническая инвентаризация, учет, оценка и переоценка объектов недвижимости“. Действительно, в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц“ (далее - Закон N 2003-1) такой вид имущества, как недвижимость, является объектом налогообложения, а владельцы недвижимости - плательщиками налога на имущество. Однако в силу пунктов 2 и 4 статьи 5 Закона N 2003-1 органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налога, то есть данные об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января каждого года.

При таких обстоятельствах у ИМНС отсутствовали основания для привлечения РУТИ к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129-1 НК РФ за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с названным кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу. Налоговым кодексом РФ, и в частности пунктом 4 статьи 85 НК РФ, не установлена обязанность органов технической инвентаризации, которые осуществляют учет и оценку объектов недвижимости, представлять в налоговый орган сведения об объектах налогообложения и их владельцах. Тем более что предусмотренная пунктом 4 статьи 85 НК РФ обязанность должна быть исполнена в течение 10 дней после регистрации недвижимого имущества, которую согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 9 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним“ проводят учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отсутствие события налогового правонарушения (в данном случае правомерное несообщение РУТИ сведений, которые Налоговый кодекс РФ обязывает представлять органы, осуществляющие регистрацию недвижимости) в силу пункта 1 статьи 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности, поэтому суд правомерно отказал налоговому органу в иске о взыскании с ответчика 854000 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 129-1 НК РФ.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.12.01 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29754/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

ПАСТУХОВА М.В.