Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.04.2002 N А56-27021/01 Поскольку ответственность за нарушение срока постановки на учет в Фонде социального страхования в качестве плательщика взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний налоговым кодексом не предусмотрена, суд правомерно отказал ФСС в привлечении предприятия к ответственности за указанное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2002 года Дело N А56-27021/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., при участии от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Букарановой Т.Н. (доверенность от 03.01.2002 N 29) и Николаевой Т.С. (доверенность от 03.01.2002 N 30), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2001 по делу N А56-27021/01 (судья Звонарева Ю.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - РО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный
суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Благотворительного фонда “Дети Ичкерии“ (далее - Фонд) 10000 рублей штрафа за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в органах социального страхования.

Решением арбитражного суда от 16.11.2001 в иске отказано.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

В кассационной жалобе РО ФСС РФ просит отменить решение от 16.11.2001 и принять новое, ссылаясь на законность привлечения Общества к ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в органах социального страхования.

В судебном заседании представители РО ФСС РФ поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Копии определения о принятии кассационной жалобы к производству с указанием времени и места заседания суда направлены по юридическому и фактическому адресам Фонда, однако не вручены в связи с его отсутствием по этим адресам. Поэтому жалоба рассмотрена без участия представителя Фонда.

Проверив законность решения от 16.11.2001 в кассационном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 28.02.2000 решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга произведена государственная регистрация Фонда.

Заявление о регистрации в качестве страхователя подано ответчиком в филиал N 27 РО ФСС РФ 14.05.2001.

По результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 21.05.2001 N 12/4, проведенной в рамках осуществления полномочий по контролю за уплатой и перечислением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, директором филиала N 27 РО ФСС РФ 15.06.2001 принято решение N 12/4, которым Общество привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа.

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды включены в перечень федеральных налогов и
сборов (статья 13 НК РФ). Названная статья вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Однако названный закон не утратил юридическую силу, им определены виды налогов, взимаемых в Российской Федерации, среди которых взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не указаны.

Согласно статье 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в перечень федеральных налогов входит единый социальный налог.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемые в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Из содержания статьи 11 названного федерального закона следует, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Федеральным законом “Об основах обязательного социального страхования“ от 16.07.99 N 165-ФЗ установлено, что страхователи обязаны встать на учет и сняться с учета у страховщиков в сроки, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно статье 19 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ от 24.07.98 N 125-ФЗ в случае уклонения от регистрации страховые взносы взыскиваются со страхователя за весь период уклонения от регистрации с начислением пеней в
размере 0,5 процента. Иного вида ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний законодательством не установлено.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по постановке на учет в исполнительном органе Фонда социального страхования не является обязанностью налогоплательщика, установленной статьей 83 НК РФ, правилен.

Ссылка подателя жалобы на статью 10 Закона Российской Федерации “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“ несостоятельна, поскольку содержащаяся в названной статье отсылка к части первой Налогового кодекса Российской Федерации имеет в виду соблюдение органами Фонда социального страхования установленной НК РФ процедуры наложения штрафных санкций, взыскания пеней, а не применение штрафных санкций, предусмотренных НК РФ.

Кроме того, в решении от 15.06.2001 N 12/4 о привлечении Фонда к ответственности не указана сумма штрафа, то есть не определена мера ответственности. Следовательно, такое решение незаконно и не может служить основанием для удовлетворения иска.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2001 по делу N А56-27021/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

ПОЧЕЧУЕВ И.П.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

ВЕТОШКИНА О.В.