Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2002 N А56-31528/01 Суд правомерно заключил, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговой инспекцией налогоплательщику только в рамках проверки соблюдения им законодательства о налогах и сборах, в связи с чем плательщик не может быть привлечен к ответственности по статье 126 НК РФ за непредставление в ИМНС контрольных лент ККМ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2002 года Дело N А56-31528/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Коробова К.Ю., Кустова А.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Татариновой И.В. (доверенность от 18.03.2002 N 01/2982), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение от 06.12.2001 (судья Исаева И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 31.01.2002 (судьи Кадулин А.В., Петренко Т.И., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31528/01,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к предпринимателю Ф.И.О. осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации, о взыскании 12650 руб. штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением от 06.12.2001 в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2002 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на нарушение норм статей 82, 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, решением от 10.10.2001 N 10/436/3031 Инспекция наложила на предпринимателя Чугаева В.Л. штраф, предусмотренный статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление контрольных лент контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) “ЭКР 3102Ф“, заводской номер 7028396, в количестве 253 штук.

Решением, оставленным апелляционной инстанцией без изменения, суд отказал во взыскании штрафа, ссылаясь на то, что нормы налогового законодательства не подлежат применению к отношениям, регулируемым Законом Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ (далее - Закон).

Кассационная инстанция считает вывод судов обеих инстанций правильным.

Как следует из материалов дела, согласно решению Инспекции от 09.06.2001 N 10/1098 проверка истцом деятельности предпринимателя Чугаева В.Л. должна была осуществляться в рамках соблюдения проверяемым Закона.

В соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа при проведении налоговой проверки (как камеральной, так и выездной) вправе
истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Под проверяемым лицом понимается налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент. Документы должны быть представлены проверяемым лицом в виде заверенных должным образом копий в пятидневный срок со дня получения соответствующего требования.

Форма требования о представлении документов приведена в приложении N 2 к Инструкции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 60 от 10 апреля 2000 г. “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах“ (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N АП-3-16/138 от 10 апреля 2000 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации за N 2259 7 июня 2000 г.).

Пунктом 2 статьи 93 указанного кодекса предусмотрено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Причем названная норма регулирует вопросы направления требования проверяемому лицу лишь в рамках проводимой налоговой проверки.

Таким образом, требование налогового органа о предоставлении проверяемым документов, предусмотренных статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации, может быть осуществлено в рамках проверки налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента по соблюдению законодательства о налогах и сборах. Кроме того, из материалов дела не усматривается, что проверяемому предъявлялось требование о представлении ленты ККМ в форме, предусмотренной Инструкцией.

Ссылка истца на то, что право должностного лица налогового органа требовать документы закреплено в статье 6 Закона, несостоятельна. В части 2 названной статьи говорится, что налоговый орган обязан проверять документы, связанные с применением
ККМ, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверке. Однако право требования должностным лицом налогового органа документов, предусмотренное статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации, и ответственность за неисполнение такого требования Законом не установлены.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.12.2001 и постановление апелляционной инстанции от 31.01.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31528/01 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ЧЕРТИЛИНА З.А.

Судьи

КОРОБОВ К.Ю.

КУСТОВ А.А.