Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2002 N А56-35555/01 Поскольку такое основание для отказа налогоплательщику в возмещении НДС, уплаченного поставщикам экспортируемых товаров, как невозможность проведения встречных проверок поставщиков, налоговым законодательством не предусмотрено, суд правомерно признал решение ИМНС о таком отказе недействительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2002 года Дело N А56-35555/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В., при участии от закрытого акционерного общества “Русский Дом“ Евдокимова В.А. (протокол от 18.11.97 N 3), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга Анджаева А.В. (доверенность от 21.12.2001 N 18/20302), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2002 по делу N А56-35555/01 (судья Рыбаков С.П.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Русский
Дом“ (далее - ЗАО “Русский Дом“, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) возместить (возвратить) обществу 1048521,08 руб. налога на добавленную стоимость за первый квартал 1999 года - июнь 2001 года.

Решением суда от 16.01.2002 исковые требования общества удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и отказать ЗАО “Русский Дом“ в иске, указывая на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что при вынесении оспариваемого решения суд нарушил положения налогового законодательства, регулирующие порядок возмещения налога на добавленную стоимость.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО “Русский Дом“, являясь экспортером товаров, представило в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 1999 года - июнь 2001 года с приложением документов, предусмотренных пунктом 22 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ (далее - Инструкция N 39) и статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Налоговая инспекция письмом от 04.12.2001 N 09/18294 отказала ЗАО “Русский Дом“ в возврате (возмещении) 1048521 руб. 08 коп. налога на добавленную стоимость, уплаченного истцом поставщикам при приобретении у них товаров, использованных в дальнейшем для производства экспортной продукции. При этом налоговый орган указал, что основанием для отказа является невозможность проведения встречных проверок поставщиков, поскольку последними не представлена бухгалтерская отчетность, они находятся в розыске, налоги в бюджет не
платят, а потому отсутствует источник возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость.

Суд первой инстанции, рассмотрев представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о правомерности заявленных требований общества и удовлетворил иск в полном объеме.

Кассационная инстанция считает указанное решение суда правильным и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок применяется и при реализации товаров на экспорт.

Порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость установлены пунктами 21 и 22 Инструкции N 39. Согласно названным пунктам возмещению из бюджета подлежит налог на добавленную стоимость, фактически уплаченный поставщикам, при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих экспорт товаров, получение экспортной выручки и уплату налога на добавленную стоимость поставщикам материальных ресурсов.

Судебными инстанциями сделан правильный вывод, что основанием для возмещения уплаченного налога на добавленную стоимость является представление документов, предусмотренных пунктом 22 Инструкции N 39, факт представления которых налоговая инспекция не оспаривает.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров, направленных на экспорт, подлежат возмещению налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления соответствующей декларации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение налогом на добавленную
стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Статьей 165 НК РФ установлен порядок подтверждения права на получение возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета при налогообложении по ставке 0 процентов.

В статье 172 НК РФ содержится перечень документов, необходимых для подтверждения права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам экспортируемых товаров, из общей суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет.

Согласно пункту 3 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению.

Ни одной нормой права, определяющей порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, не предусмотрено, что налогоплательщик в обоснование своего права на получение возмещения налога на добавленную стоимость обязан подтвердить уплату этого налога в бюджет поставщиками материальных ресурсов.

Факт реального экспорта, уплата налога на добавленную стоимость поставщикам и представление документов, предусмотренных пунктом 22 Инструкции N 39, статьями 165 и 172 НК РФ, установлены судом и не оспариваются налоговой инспекцией.

Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2002 по делу N А56-35555/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга -
без удовлетворения.

Председательствующий

ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ДМИТРИЕВ В.В.