Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2002 N А56-31663/01 Поскольку администрация волости, являющаяся территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования, не наделена полномочиями непосредственно от своего имени осуществлять регистрацию актов гражданского состояния, она не может нести ответственность за нарушение сроков представления в налоговый орган сведений о фактах смерти физических лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2002 года Дело N А56-31663/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Комарова А.Н., судей Ломакина С.А., Рудницкого Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2001 по делу N А56-31663/01 (судья Бойко А.Е.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Романовской волости Всеволожского района Ленинградской области (далее -
администрация волости) о взыскании на основании пункта 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации 25000 руб. штрафа за нарушение положений пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения в налоговый орган о регистрации фактов рождения и смерти физических лиц.

Решением арбитражного суда от 20.12.2001 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, налоговая инспекция правомерно привлекла администрацию волости к налоговой ответственности, поскольку администрация волости в соответствии с Положением об администрации Романовской волости наделена полномочиями по регистрации актов гражданского состояния.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, но представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, администрацией Романовской волости, являющейся территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования “Всеволожский район Ленинградской области“, 26.04.2001, 15.06.2001 и 02.07.2001 зарегистрированы факты рождения и смерти физических лиц, о чем выданы соответствующие свидетельства.

Сведения о регистрации рождения и смерти физических лиц представлены в налоговую инспекцию соответственно 08.05.2001, 03.07.2001 и 13.07.2001, то есть по истечении 10-дневного срока с момента регистрации. В связи с этим решениями налоговой инспекции от 23.08.2001 N 16-20464, N 16-20465 и N 16-20466 администрация волости в соответствии с пунктом 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации привлечена к налоговой ответственности за нарушение положений пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения о регистрации
факта рождения или смерти физических лиц - в виде взыскания штрафа в размере 25000 руб. В указанных решениях администрации волости предложено уплатить штраф в срок до 06.09.2001.

Штрафные санкции ответчиком добровольно не уплачены, что и послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с настоящим иском.

Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что администрация волости не наделена полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, в связи с чем оснований для привлечения ее к ответственности за несвоевременное представление вышеупомянутых сведений у налогового органа не имелось.

Согласно пункту 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона “Об актах гражданского состояния“ от 15.11.97 N 143-ФЗ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного федерального закона.

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.95 N 154-ФЗ установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Законом Ленинградской области от 31.12.99 N 65-оз “О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы о
наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями Ленинградской области“ внесены изменения в статью 2 Закона Ленинградской области от 29.12.98 N 13-оз “О наделении органов местного самоуправления муниципального образования “Всеволожский район“ отдельными полномочиями Ленинградской области“, и из делегированных ранее администрациям волостей муниципального образования “Всеволожский район Ленинградской области“ полномочий исключена государственная регистрация актов гражданского состояния. При этом названным нормативным актом администрации муниципального образования “Всеволожский район Ленинградской области“ переданы бессрочные полномочия по обеспечению деятельности отдела записи актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством, что не дает ей, а также администрациям волостей муниципального образования права на регистрацию актов гражданского состояния.

Таким образом, вывод суда о том, что ответчик не наделен полномочиями непосредственно от своего имени осуществлять регистрацию актов гражданского состояния и, следовательно, не может нести ответственность за нарушение сроков представления в налоговый орган сведений о фактах смерти физических лиц, является обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2001 по делу N А56-31663/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОМАРОВ А.Н.

Судьи

ЛОМАКИН С.А.

РУДНИЦКИЙ Г.М.