Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2002 N А05-12344/01-671/13 Довод налоговой инспекции о том, что организация нарушила сроки представления расчетов отчислений за загрязнение окружающей природной среды, установленные Министерством природных ресурсов РФ, Минфином РФ и Госналогслужбой РФ, необоснован. Сроки представления расчетов указанных отчислений, относящихся к федеральным налогам и сборам, должны устанавливаться Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2002 года Дело N А05-12344/01-671/13

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Почечуева И.П., Хохлова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.12.2002 по делу N А05-12344/01-671/13 (судья Сметанин К.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к закрытому акционерному обществу “Дом Быта“ (далее - общество) о взыскании налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК Российской Федерации), в сумме 734 рубля 50 копеек, за несвоевременное представление расчета 19% отчислений за загрязнение окружающей природной среды.

Решением суда от 20.12.01 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.

Стороны о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из акта камеральной проверки о нарушении законодательства о налогах и сборах от 07.09.2001 N 15-22/5-1684, общество несвоевременно представило расчет 19% отчислений за загрязнение окружающей среды за II квартал 2001 года, вследствие чего решением инспекции от 26.09.2001 N 15-22/51431 привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) в виде штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащего уплате.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды“ платность природопользования включает плату за загрязнение окружающей природной среды.

Из содержания подпункта “и“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ следует, что платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды“ порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 20 названного закона установлено, что 90% платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ,
размещение отходов перечисляются на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, а 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 28.08.92 N 632 утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

В пункте 9 постановления N 632 указано, что перечисление средств за загрязнение окружающей природной среды осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Минприроды России, Минфин России и Госналогслужба Российской Федерации письмом от 03.03.93 N 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/105А утвердили Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (далее - письмо). Пунктом 4 письма установлены сроки представления расчетов платы за загрязнение окружающей природной среды.

Следовательно, срок представления расчета таких отчислений за загрязнение окружающей природной среды установлен Минприроды России, Минфином Российской Федерации и Госналогслужбой Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 6 статьи 80 НК Российской Федерации налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Статьей 119 НК Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Согласно статье 1 НК Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из НК Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В статье 4 НК Российской Федерации указано, что федеральные органы исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Таким образом, срок представления расчета отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды ни НК Российской Федерации, ни федеральным законом не установлен, в связи с чем привлечение общества к ответственности по части 1 статьи 119 НК Российской Федерации - за нарушение срока представления налоговой декларации - неправомерно.

Кроме того, пунктом 1 постановления N 632 предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов;

- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).

Однако ни в акте выездной налоговой проверки, ни в решении о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не содержатся указания на то, за какой вид вредного воздействия на окружающую природную среду ответчик не уплачивал 19% отчислений, а также отсутствует расчет санкции. Это лишает суд возможности проверить правильность расчета таких отчислений, а следовательно, и размер взыскиваемой налоговой санкции.

При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены решения суда и удовлетворения иска не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.12.2001 по делу N А05-12344/01-671/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.

Председательствующий

БУХАРЦЕВ С.Н.

Судьи

ПОЧЕЧУЕВ И.П.

ХОХЛОВ Д.В.