Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2002 N А56-28403/01 Заявление налогоплательщика, обжалующего отказ ИМНС в возмещении сумм НДС по экспортируемым товарам, о вынесении в адрес ИМНС частного определения о недопустимости необоснованных отказов в возмещении НДС, не подлежит удовлетворению, поскольку ИМНС в данных случаях выполняет обязательные для исполнения указания Министерства РФ по налогам и сборам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2002 года Дело N А56-28403/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Никитушкиной Л.Л. и Пастуховой М.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “НПО “Поиск“ Олина А.Г. (доверенность от 15.09.01), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Беленичевой А.Б. (доверенность от 03.01.02 N 04-05/96), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.01 по делу N А56-28403/01 (судья Бойков А.Е.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью
“НПО “Поиск“ (далее - ООО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) возместить из бюджета 519955 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за январь - апрель 2001 года.

Решением от 04.12.01 суд удовлетворил иск ООО на основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда, принятое, по ее мнению, с нарушением норм материального права. При этом налоговый орган считает, что нет оснований для возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных ООО при осуществлении экспортных операций, поскольку в нарушение статьи 87 НК РФ отсутствуют истребованные ИМНС сведения о результатах встречных проверок поставщиков истца.

В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ООО просил оставить решение суда без изменения и вынести в адрес ответчика частное определение о недопустимости необоснованных отказов в возмещении НДС на основании статьи 176 НК РФ.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела ООО своевременно представило в ИМНС декларации по налоговой ставке 0% за 1-й квартал и апрель 2001 года, а также предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие право истца на возмещение сумм НДС, уплаченных им при осуществлении экспортных операций.

ИМНС провела камеральные проверки представленных истцом документов, результаты которых отражены в актах от 09.06.01 N 40/10 и от 20.08.01 N 40/18. Решениями от 18.06.01
N 40/10-р и от 20.08.01 N 40/18-р ИМНС отказала ООО в возмещении из бюджета 520726 рублей НДС по экспорту за 1-й квартал 2001 года и 72166 рублей 53 копеек НДС за апрель 2001 года. Вывод налогового органа основан на том, что отсутствуют затребованные налоговым органом в порядке статьи 87 НК РФ сведения о результатах встречных проверок поставщиков ООО, подтверждающие перечисление в бюджет сумм НДС, уплаченных истцом.

Кассационная инстанция считает, что указанные решения ИМНС вынесены с нарушением прав налогоплательщика и норм налогового законодательства.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного кодекса. При этом возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых
не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение указанного срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, а также представлением в налоговый орган отдельной декларации по ставке 0%.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связано с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении сумм НДС к возмещению. Такая обязанность предусмотрена только пунктом 5 статьи 171 НК РФ в случае возврата товаров продавцу или отказа от них, что ИМНС не установлено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных экспортером поставщикам товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод ответчика об отсутствии сведений, подтверждающих перечисление поставщиками истца сумм НДС
в бюджет.

Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок (статья 87 НК РФ) факта неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке, установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ, решить вопрос о принудительном исполнении этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

В данном случае суд на основании имеющихся в деле доказательств установил, что ООО выполнило предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ условия возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг). Поскольку ИМНС не оспаривает правомерность применения обществом налоговой ставки 0%, а также факт уплаты истцом сумм НДС поставщикам товаров (работ, услуг), что является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно обязал ИМНС возместить ООО из бюджета 519955 рублей НДС по экспорту за 1-й квартал и апрель 2001 года, признав отказ налогового органа в возмещении этой суммы налога неправомерным.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда считает законным и обоснованным. Суд кассационной инстанции не находит оснований и для вынесения частного определения в адрес ИМНС, которая в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ обязана исполнять указания Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.01 по делу N А56-28403/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судьи

НИКИТУШКИНА Л.Л.

ПАСТУХОВА М.В.