Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2002 N А52/3726/01/2 Действующим налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика, предъявляющего к возмещению из бюджета НДС по экспортируемым товарам, подтверждать факт уплаты налога своими поставщиками.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2002 года Дело N А52/3726/01/2

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Никитушкиной Л.Л. и Пастуховой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.12.01 по делу N А52/3726/01/2 (судьи Манясева Г.И., Леднева О.А., Радионова И.М.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Деметра“ (далее - ООО) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее - ИМНС) о признании недействительным решения от 20.03.01 N
08-11/897 и обязании ответчика возместить 66638 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за 4-й квартал 2000 года.

Решением от 24.12.01 суд удовлетворил исковые требования ООО в полном объеме на основании подпункта “а“ пункта 1 статьи 5 и статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость“ (далее - Закон “О НДС“).

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда и отказать ООО в иске. По мнению налогового органа, истцу правомерно отказано в возмещении из бюджета 66638 рублей НДС, поскольку встречными проверками поставщиков ООО, проведенными в порядке исполнения приказов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС РФ), не подтверждено перечисление поставщиками в бюджет сумм налога, уплаченных им ООО, а следовательно, в бюджете отсутствует источник возмещения налога экспортеру.

Представители сторон, извещенных в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела 22.01.01 истец представил в ИМНС декларацию по НДС (экспорт) за 4-й квартал 2000 года и документы, подтверждающие право ООО на применение льготы, установленной подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона “О НДС“.

Решением от 20.03.01 N 08-11/879, принятым в результате камеральной проверки представленных ООО документов, ИМНС отказала истцу в возмещении из бюджета 66638 рублей НДС по экспорту за указанный период со ссылкой на то, что материалами встречных проверок не подтверждено перечисление в бюджет сумм налога, уплаченных обществом
поставщикам экспортируемых товаров.

Кассационная инстанция считает, что указанное решение вынесено ИМНС с нарушением прав налогоплательщика и норм налогового законодательства.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 7 Закона “О НДС“, действовавшей до 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 3 статьи 7 Закона “О НДС“. Согласно названной норме в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок возмещения НДС установлен и статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), действующей с 01.01.01.

Порядок применения статьи 7 Закона “О НДС“ разъяснен в пунктах 19 - 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ (далее - Инструкция N 39), изданной на основании статьи 10 названного закона. Согласно пункту 21 Инструкции N 39 при освобождении от уплаты налога на основании подпункта “а“ пункта 1 статьи 5 Закона “О НДС“ возмещение (зачет) НДС, фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) товары (выполненные работы, оказанные услуги), производится при наличии у экспортера документов, подтверждающих реальный экспорт товаров, перечень которых приведен в пункте 22 этой Инструкции.

Таким образом, право налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров в
порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона “О НДС“, и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными пунктом 22 Инструкции N 39.

Названными нормами право на возмещение (зачет) НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении сумм НДС к возмещению. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона “О НДС“ возникшая у налогоплательщика отрицательная разница по НДС “засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период“, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг). При этом источником возмещения НДС являются “общие платежи налогов“, а не суммы НДС, уплаченные поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг).

Несостоятельна в данном случае и ссылка налогового органа на приказы МНС РФ, которые согласно статьям 1 и 4 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах. Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В случае выявления фактов неуплаты налога поставщиками или производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке, установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ, решить вопрос о принудительном исполнении ими обязанности по уплате налога и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), а также реализацию прав экспортера, предусмотренных подпунктом “а“ пункта
1 статьи 5 и пунктом 3 статьи 7 Закона “О НДС“.

Поскольку ИМНС не оспаривает факт уплаты ООО сумм НДС поставщикам товаров и факт реализации этих товаров на экспорт, суд обоснованно решением от 24.12.01 обязал налоговый орган возместить обществу 66638 рублей НДС по экспорту за 4-й квартал 2000 года, признав недействительным решение ИМНС от 20.03.01 N 08-11/897.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Псковской области от 24.12.01 по делу N А52/3726/01/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову - без удовлетворения.

Председательствующий

ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судьи

НИКИТУШКИНА Л.Л.

ПАСТУХОВА М.В.