Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2002 N А56-33531/01 Поскольку право налогоплательщика на возмещение НДС, уплаченного поставщикам, не связано с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками налогоплательщика и не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении сумм НДС к возмещению, довод ИМНС о невозможности возмещения НДС в связи с отсутствием сведений об уплате налога поставщиками налогоплательщика является необоснованным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2002 года Дело N А56-33531/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Никитушкиной Л.Л., при участии от закрытого акционерного общества “Инваком“ Янкевич Е.О. (доверенность от 10.08.01 N 1-8), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Алябьевой Н.Э. (доверенность от 03.01.02 N 04-05/95), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.01 по делу N А56-33531/01 (судья Масенкова И.В.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Инваком“
(далее - ЗАО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) возместить из бюджета 952683 рубля налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за июль 2001 года.

Решением от 17.12.01 суд на основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) удовлетворил исковые требования ЗАО в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда, принятое, по ее мнению, с нарушением норм материального права. При этом налоговый орган считает, что, поскольку отсутствуют документы, истребованные ИМНС в порядке статьи 87 НК РФ в ходе встречных проверок поставщиков истца, нет оснований для возмещения ЗАО из бюджета сумм НДС, уплаченных им при осуществлении экспортных операций.

В отзыве на жалобу ЗАО просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ЗАО просил оставить ее без удовлетворения, указывая на несостоятельность доводов налогового органа.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела 12.09.01 ЗАО обратилось в ИМНС с заявлением о возмещении из бюджета 952683 рублей НДС по экспорту, представив декларацию по налоговой ставке 0% за июль 2001 года и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы в обоснование права на возмещение НДС, уплаченного им при осуществлении экспортных операций.

ИМНС провела камеральную проверку представленных истцом документов, результаты которой отражены в акте от 16.10.01 N 37-10/180,
и решением от 16.10.01 N 37-10/180 отказала ЗАО в возмещении из бюджета названной суммы налога. Вывод налогового органа основан на том, что в результате встречных проверок поставщиков истца, осуществляемых в порядке исполнения приказа Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 15.05.2000 N 99 (далее - Приказ УМНС N 99), подтверждено перечисление в бюджет сумм НДС только поставщиками “первого круга“, которые не являются производителями экспортируемого товара.

Однако право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного кодекса. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение указанного срока налоговый орган
в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, а также представлением в налоговый орган отдельной декларации по ставке 0%.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связано с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении сумм НДС к возмещению. Такая обязанность предусмотрена только пунктом 5 статьи 171 НК РФ в случае возврата товаров продавцу или отказа от них, что ИМНС не установлено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных экспортером поставщикам товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод ответчика об отсутствии подтверждения факта перечисления поставщиками истца сумм налога в бюджет.

Несостоятельна и ссылка ИМНС на положения Приказа УМНС РФ N 99, который
согласно статьям 1 и 4 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах. Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок (статья 87 НК РФ) факта неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке, установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ, решить вопрос о принудительном исполнении этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

В данном случае суд на основании имеющихся в деле доказательств установил, что ЗАО выполнило предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ условия возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг). Поскольку ИМНС не оспаривает правомерности применения обществом налоговой ставки 0%, а также факта уплаты истцом сумм НДС поставщикам товаров (работ, услуг), что является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно обязал ИМНС возместить ЗАО из бюджета 952683 рубля НДС по экспорту за июль 2001 года, признав отказ налогового органа в возмещении этой суммы налога неправомерным.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.01 по делу N А56-33531/01 оставить без изменения, а кассационную
жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

НИКИТУШКИНА Л.Л.