Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2002 N А26-4466/01-02-03/310 Поскольку налогоплательщик не представил уточненный расчет единого налога на вмененный доход и доказательства переплаты указанного налога, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска налогоплательщика о возврате из бюджета излишне уплаченного единого налога на вмененный доход и взыскания процентов за несвоевременный возврат денежных средств из бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2002 года Дело N А26-4466/01-02-03/310

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.10.2001 по делу N А26-4466/01-02-03/310 (судья Одинцова М.А.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Издательство “Кругозор“ (далее - общество) обратилось с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета 14628 руб. излишне уплаченного единого налога на вмененный доход за 3-й
и 4-й кварталы 2000 года и взыскании 706 руб. 53 коп. процентов за несвоевременный возврат денежных средств из бюджета по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Решением суда от 09.10.2001 иск удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 09.10.2001, указывая на нарушение судом норм материального права.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 23.05.2001 N 730 о возврате из бюджета 14628 руб. излишне уплаченного налога на вмененный доход за период с 01.07.2000 по 31.12.2000, со ссылкой на постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000.

Налоговая инспекция письмом от 20.06.2001 N 5.1-02/19067 отказала в возврате налога, указав, что расчеты единого налога с вмененного дохода, подлежащего уплате в 3-м и 4-м кварталах 2000 года, обществом представлены в соответствии с Законом Республики Карелия “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ от 28.12.99 N 384-ЗРК. Единый налог на вмененный доход уплачен согласно представленным расчетам, и, следовательно, переплаты по этому налогу не возникло.

Истец не согласился с письмом налоговой инспекции и
обратился в арбитражный суд с данным иском.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П отмечено, что “Конституция Российской Федерации предусматривает разграничение имущества, которым налогоплательщик не может распоряжаться по своему усмотрению, поскольку оно в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в бюджет, и имущества, находящегося в частной собственности, гарантии которой предусмотрены статьей 35 Конституции Российской Федерации“.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов.

Статьей 78 НК РФ установлен единый для всех налогов порядок зачета или возврата излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. Из содержания данной статьи следует, что право налогоплательщика на возврат (зачет) связано только с фактом излишней уплаты денежных средств в бюджет.

Из конституционного принципа равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) следует, что указанный порядок должен распространяться на плательщиков всех налогов.

Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07 2000 (п. 1 резолютивной части) положения статьи 20 Закона Республики Карелия “О республиканских налогах и сборах на территории Республики Карелия“ признаны неконституционными лишь
в той мере, в которой ею не установлены значения иных видов повышающих (понижающих) коэффициентов, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности“. В соответствии с пунктом 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000 суммы единого налога, излишне уплаченные налогоплательщиками за период с момента вынесения данного постановления, подлежат зачету в счет будущих налоговых платежей либо возврату налогоплательщикам.

Этим же постановлением Конституционного Суда Республики Карелия законодателю Республики Карелия предложено в трехмесячный срок привести положения статьи 20 Закона Республики Карелия “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ в соответствие с Федеральным законом N 148-ФЗ в части установления всех предусмотренных федеральным законом видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности и определить их значение.

Остальные положения указанной статьи неконституционными не признаны.

Законом Республики Карелия от 29.11.2000 N 449-РК “О внесении изменений в статью 20 Закона Республики Карелия “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ внесены изменения в части 4 - 12 статьи 20 названного закона, в том числе установлены все виды повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, предусмотренные федеральным законом. Данный закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее
первого числа очередного налогового периода.

Конституционный Суд Республики Карелия в постановлении от 08.05.2001, признав не соответствующими Конституции Республики Карелия положения пунктов 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 13 и 15 части 4 статьи 20 Закона Республики Карелия “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“, устанавливающие физические значения корректирующих коэффициентов, равных единице, предложил законодателю Республики Карелия привести данные положения в соответствие с Конституцией Республики Карелия, указав, что они утрачивают силу не позднее 01.01.2002.

Таким образом, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000 возврату подлежит только излишне уплаченный налог. Излишне уплаченными суммами налога в данной ситуации следует считать суммы налога, уплаченные сверх тех сумм, которые рассчитаны с учетом коэффициентов, принятых Законом Республики Карелия от 29.11.2000 N 449-РК. При этом зачет либо возврат излишне уплаченных сумм налога возможен только в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

Вместе с тем в материалах дела какие-либо доказательства, свидетельствующие об излишне уплаченных суммах налога, отсутствуют и на такие доказательства истец не ссылался. В материалах дела также отсутствует уточненный расчет единого налога, подтверждающий переплату либо излишнюю уплату этого налога (статья 81 НК РФ).

В материалах дела отсутствуют и доказательства, подтверждающие уплату обществом налогов за 2-е полугодие 2000 года в общем порядке, то есть без
учета Закона Республики Карелия “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ от 28.12.99 N 384-ЗРК.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения иска, следовательно, решение суда подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.10.2001 по делу N А26-4466/01-02-03/310 отменить.

В иске отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью в доход федерального бюджета 920 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

Председательствующий

ЗУБАРЕВА Н.А.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ШЕВЧЕНКО А.В.