Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2001 N А56-22387/01 До отмены Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“, не указывающего среди взимаемых в РФ налогов взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к плательщикам этих взносов, нарушившим порядок регистрации в качестве страхователей, не может быть применена ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2001 года Дело N А56-22387/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Закордонской Е.П., Почечуева И.П., при участии от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Соболевой Е.Э. (доверенность от 06.11.01), Константиновой Е.В. (доверенность от 04.10.01), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.01 по делу N А56-22387/01 (судья Никитушева М.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 13694 руб. штрафа
на основании пункта 2 статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью “Рио-Сервис“ (далее - общество).

Решением суда от 18.09.01 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе, поддержанной в судебном заседании представителем фонда, истец просит решение от 18.09.01 отменить, считая, что суд неправильно применил нормы материального права.

Ответчик о времени и месте слушания дела извещен, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие,

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, государственная регистрация общества осуществлена 30.05.97. С заявлением о постановке на учет в фонде общество обратилось 26.02.01, т.е. с нарушением установленного 10-дневного срока постановки на учет, предусмотренного Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ от 24.07.98.

В соответствии со статьями 6 и 28 названного закона страхователи подлежат регистрации страховщиком. Регистрация производится в десятидневный срок со дня государственной регистрации или в течение десяти дней с даты вступления закона в силу. Статьей 19 закона предусмотрено также, что в случае уклонения от регистрации страховые взносы взыскиваются со страхователя за весь период уклонения от регистрации с начислением пеней в размере 0,5%.

Поскольку штраф за непостановку на учет или за нарушение сроков постановки на учет в качестве страхователя Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ от 24.07.98 не установлен, фонд принял решение от 23.03.01 N 2 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 117 НК РФ за непостановку на учет свыше
3 месяцев в виде 14094 руб. штрафа.

По мнению кассационной инстанции, арбитражный суд правомерно отказал фонду в иске, поскольку состав налогового правонарушения, за которое установлена ответственность нормами Налогового кодекса Российской Федерации, в действиях ответчика отсутствует.

При разрешении данного спора суд правомерно сослался на статью 13 НК РФ, согласно которой взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Названная статья вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Этим законом об основах налоговой системы, который еще не утратил юридическую силу, определены виды налогов, взимаемых в Российской Федерации, среди которых взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не указаны. Следовательно, нет и оснований для применения норм Налогового кодекса Российской Федерации к правоотношениям, вытекающим из обязанности уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Более того, статьей 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ предусмотрено, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования. В федеральных законах о таком виде социального страхования не указано на возможность применения предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации санкций за нарушения в сфере социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В кассационной жалобе фонд сослался на статью 10 Федерального закона Российской Федерации “О бюджете фонда социального
страхования Российской Федерации на 2000 год“ как на основание для применения норм Налогового кодекса Российской Федерации при определении меры ответственности за совершенное ответчиком правонарушение. Названной нормой действительно установлено, что применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам за нарушение порядка регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Этой статьей также предусмотрено, что осуществление деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе фонда влечет взыскание штрафа в процентном размере от выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности. Однако статья 10 Федерального закона “О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“ в рассматриваемом случае не подлежит применению, поскольку действие данного закона распространяется только на 2000 год. На момент принятия фондом решения о наложении на ответчика взыскания действует новый Федеральный закон “О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год“. В этом законе отсутствуют нормы, предусматривающие санкции, а также ссылки на Налоговый кодекс Российской Федерации с целью применения санкций, установленных кодексом. Доводы фонда о том, что положения статьи 10 Федерального закона Российской Федерации “О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“ сохраняют свое действие и в 2001 году, правомерно отклонены арбитражным судом. Сопоставление содержания двух законов о бюджетах Фонда социального страхования позволяет сделать вывод, что в законе о бюджете на 2001 год (пункты 8 и 9) повторяются лишь те положения закона о бюджете на 2000 год (пункты 9 и 11), которые законодатель счел необходимым сохранить в качестве регулирующих норм.

Кроме того, согласно статье 10 Федерального закона Российской
Федерации “О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“ в отличие от статьи 117 НК РФ штраф исчисляется не с доходов налогоплательщика, а с выплат, начисленных в пользу работников.

При таких обстоятельствах у фонда не было оснований применять к ответчику ответственность, установленную нормами налогового права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.01 по делу N А56-22387/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

ВЕТОШКИНА О.В.

Судьи

ЗАКОРДОНСКАЯ Е.П.

ПОЧЕЧУЕВ И.П.