Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2001 N А26-1638/01-02-06/118 Суд правомерно заключил, что бассейновое управление, созданное в целях обеспечения государственного регулирования работы речного транспорта Ф.И.О. финансируемое за счет средств федерального бюджета и использующее государственное имущество на праве оперативного управления, является бюджетным учреждением и вправе использовать льготу по налогу на имущество.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2001 года Дело N А26-1638/01-02-06/118

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Ломакина С.А. и Шевченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Беломорскому району на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.08.2001 по делу N А26-1638/01-02-06/118 (судьи Шатина Г.Г., Булдаков В.С., Курчакова В.М.),

УСТАНОВИЛ:

Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (далее - Управление водных путей) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании неправомерными действий Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия, выразившихся в
отказе возвратить из бюджета 223549 руб. налога на имущество, излишне уплаченных филиалом Управления - Строительно-монтажным управлением N 2 (далее - СМУ N 2) за 1998 - первое полугодие 2000 года и бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Беломорскому району (далее - налоговая инспекция), выразившегося в оставлении без ответа заявления СМУ N 2 о возврате излишне уплаченного налога, а также в неотражении в лицевом счете СМУ N 2 данных уточненных расчетов (деклараций) по налогу на имущество предприятий за 1998 - первое полугодие 2000 года.

Решением суда от 23.08.2001 иск удовлетворен частично. Суд обязал налоговую инспекцию вынести решение о возврате из бюджета СМУ N 2 223549 руб. налога на имущество предприятий, излишне уплаченных филиалом за 1998 - первое полугодие 2000 года. В иске к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия отказано, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 78 НК РФ зачет или возврат излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика, а именно Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Беломорскому району. В части отражения в лицевом счете СМУ N 2 данных измененных расчетов по налогу на имущество предприятий за 1998 - первое полугодие 2000 года производство по делу прекращено за неподведомственностью спора арбитражному суду.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда. Податель жалобы оспаривает вывод суда о том, что филиал бюджетного учреждения не может не являться бюджетным, а следовательно, имеет право на налоговые льготы, установленные для бюджетных учреждений.

Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных
путей и судоходства, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия и Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Беломорскому району о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, СМУ N 2 за 1998 - первое полугодие 2000 года уплатило 223549 руб. налога на имущество.

Однако установив, что в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ оно не является плательщиком данного налога, СМУ N 2 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 11.08.2000 о возврате излишне уплаченного налога. Заявление оставлено налоговой инспекцией без ответа, в связи с чем СМУ N 2 19.09.2000 направило в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия заявление с просьбой дать налоговой инспекции указание возвратить излишне уплаченные суммы.

Письмом от 05.11.2000 Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия сообщило, что оснований для возврата средств нет, поскольку СМУ N 2, не будучи бюджетной организацией, является плательщиком налога на имущество предприятий.

Считая эту позицию налоговых органов не основанной на нормах налогового законодательства, Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства обратилось с иском в арбитражный суд.

Суд подтвердил право Управления на льготу в отношении имущества, находящегося в пользовании у филиала, и кассационная инстанция считает такое решение суда правильным.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ данным налогом не облагается имущество
бюджетных учреждений и организаций.

Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Из устава Управления, зарегистрированного в установленном порядке, следует, что Управление учреждено в целях обеспечения государственного регулирования работы речного транспорта Ф.И.О. и является межрегиональным органом государственного управления речным транспортом Министерства транспорта Российской Федерации.

Управление является федеральным государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета (пункты 6 и 9 Устава) и бюджетов субъектов Российской Федерации, но имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность для достижения целей и задач, установленных уставом. Основными задачами Управления являются осуществление эксплуатации и развития водных путей и гидротехнических сооружений, государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности, надзора за технической эксплуатацией объектов речного транспорта, находящихся в федеральной собственности.

Имущество управления является государственной собственностью Российской Федерации, закреплено за Управлением на праве оперативного управления.

Таким образом, Управление отвечает всем критериям, предъявляемым к бюджетным учреждениям, а потому и на основании пункта “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ его имущество не облагается налогом на имущество.

Из материалов дела следует, что СМУ N 2 является филиалом Управления. Филиал создан для выполнения работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и ремонту производственных объектов Управления, а также объектов жилищного, социального и культурно-бытового назначения, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

Баланс
СМУ N 2 является составной частью баланса Управления.

Следовательно, СМУ N 2 осуществляет техническое обеспечение решения Управлением как бюджетным учреждением возложенных на него задач некоммерческого характера.

Поскольку СМУ N 2 является филиалом Управления - бюджетного учреждения - юридического лица, имущество которого не облагается налогом на имущество, а имущество филиала одновременно является имуществом этого бюджетного учреждения, имущество, закрепленное этим лицом за СМУ N 2, как составная часть имущества Управления, также не облагается налогом на имущество.

Довод налоговой инспекции о том, что СМУ N 2 осуществляет предпринимательскую деятельность, не подтверждается материалами дела и не имеет в данном случае правового значения, поскольку условием применения положений пункта “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ является наличие у лица статуса бюджетного учреждения (организации).

До 01.01.99 - вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на основании статьи 1 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ СМУ N 2 как филиал организации являлось плательщиком данного налога.

Однако после введения Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками стали признаваться организации - юридические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (статья 19 НК РФ). При этом установлено, что в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ до введения в действие части второй кодекса признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по
отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.

Таким образом, с 01.01.99 права налогоплательщика в отношении излишне уплаченного СМУ N 2 налога на имущество предприятий осуществляются непосредственно Управлением.

Кассационная инстанция считает также законным и обоснованным решение суда в части отказа в иске к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия и о прекращении производства по делу в отношении отказа налоговой инспекции отразить в лицевом счете СМУ N 2 данные измененных расчетов (деклараций) по налогу на имущество предприятий за 1998 - первое полугодие 2000 года.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.08.2001 по делу N А26-1638/01-02-06/118 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Беломорскому району - без удовлетворения.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

ЛОМАКИН С.А.

ШЕВЧЕНКО А.В.