Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.12.2001 N А05-6053/01-303/19 Довод ИМНС о том, что государственные предприятия связи освобождаются от уплаты земельного налога только в том случае, если они обеспечивают распространение государственных программ телевидения и радиовещания и осуществляют деятельность в интересах обороны РФ, не соответствует действующему законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2001 года Дело N А05-6053/01-303/19

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Закордонской Е.П., Почечуева И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Няндомскому району Архангельской области на решение от 15.08.01 (судья Полуянова Н.М.) и постановление апелляционной инстанции от 01.10.01 (судьи Гудков В.Н., Лепеха А.П., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6053/01-303/19,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи Архангельской области (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском о возврате Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
Няндомскому району Архангельской области (далее - ИМНС) 15444 руб. 01 коп. излишне уплаченного земельного налога и 482 руб. 62 коп. процентов за нарушение срока его возврата в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 15.08.01 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.10.01 решение от 15.08.01 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 15.08.01 и постановление апелляционной инстанции от 01.10.01, считая, что суд неправильно истолковал положения Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, управление в 1998 - 2000 годах уплатило земельный налог в сумме 15444 руб. 01 коп., что не оспаривается ИМНС. Между тем земельные участки, отведенные под объекты предприятий почтовой связи, согласно статье 31 Закона Российской Федерации “О почтовой связи“ предоставляются им в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование. Безвозмездность землепользования исключает уплату земельного налога, в связи с чем управление правомерно обратилось в ИМНС с заявлением от 06.04.01 о возврате излишне уплаченного земельного налога. В установленный статьей 78 НК РФ месячный срок возврат излишне уплаченного налога ИМНС не произведен, поэтому арбитражный суд правомерно удовлетворил иск управления о возврате из бюджета излишне уплаченного земельного налога и о взыскании с ИМНС процентов за нарушение срока его возврата.

В кассационной жалобе ИМНС утверждает, что предприятия связи не освобождаются от уплаты земельного налога, поскольку норма о предоставлении предприятиям почтовой связи
земельных участков в безвозмездное пользование не предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Суд кассационной инстанции не находит оснований, препятствующих применению статьи 31 Закона Российской Федерации “О почтовой связи“. Как следует из статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“, от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи. При этом суд учитывает, что норма о предоставлении предприятиям связи земельных участков на условиях безвозмездности установлена правовым актом (законом), отражает публично-правовой интерес в обеспечении деятельности организаций государственной почтовой связи, осуществляющих социально значимую функцию. Расхождения между названной нормой и законодательством о налогах и сборах не установлены Конституционным Судом Российской Федерации. То обстоятельство, что законодатель не внес необходимые изменения в законодательство о налогах и сборах в части предоставления льгот предприятиям почтовой связи, не исключает возможности применения статьи 31 Закона Российской Федерации “О почтовой связи“ еще до включения соответствующего правила в Закон Российской Федерации “О плате за землю“.

По мнению налогового органа, государственные предприятия связи освобождаются от уплаты земельного налога только в том случае, если они обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляют деятельность в интересах обороны Российской Федерации. Между тем льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога, установленная статьей 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“, распространяется не только на государственные органы связи, но и на акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Содержание пункта 12 названной нормы истолковано арбитражным судом как направленное на освобождение государственных предприятий связи от уплаты земельного налога во всех случаях, а акционерных обществ связи - лишь при условии обеспечения ими распространения (трансляции) государственных программ
телевидения и радиовещания, осуществления деятельности в интересах обороны Российской Федерации.

У суда кассационной инстанции нет оснований для отмены решения и постановления арбитражного суда по мотивам, приведенным в кассационной жалобе, поскольку содержание пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ изложено таким образом, что действительно позволяет толковать его в контексте постановления апелляционной инстанции от 01.10.01.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.08.01 и постановление апелляционной инстанции от 01.10.01 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6053/01-303/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Няндомскому району Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ВЕТОШКИНА О.В.

Судьи

ЗАКОРДОНСКАЯ Е.П.

ПОЧЕЧУЕВ И.П.