Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2001 N А42-3095/01-27 Поскольку налогоплательщик представил расчеты перечисленных налогов и сборов, нарушив предусмотренные налоговым законодательством сроки представления налоговой декларации, привлечение его налоговой инспекцией к ответственности является правомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2001 года Дело N А42-3095/01-27

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Шевченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по ЗАТО города Североморска Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области на решение от 24.05.2001 (судья Галко Е.В.) и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2001 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3095/01-27 (судьи Мунтян Л.Б., Драчева Н.И., Романова А.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по ЗАТО города Североморска Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд
Мурманской области с иском к сельскохозяйственному кооперативу “Рыболовецкий колхоз “Арктикпромэкс“ (далее - Кооператив) о взыскании 2272 руб. 30 коп. штрафа за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 24.05.2001 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2001 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление и иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Инспекция ЗАТО города Североморска Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области и сельскохозяйственный кооператив “Рыболовецкий колхоз “Арктикпромэкс“ о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Отказывая во взыскании 2272 руб. 30 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ и наложенного на Кооператив решением налоговой инспекции от 05.12.2000 N 1319-юр за несвоевременное представление в налоговую инспекцию расчетов (налоговых деклараций) налога на прибыль, налога на имущество, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также целевого сбора на содержание милиции за 1-е полугодие (2-й квартал) и 9 месяцев (3-й квартал) 2000 года, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что указанные документы являются не декларациями, а расчетами авансовых платежей перечисленных налогов и сбора, поскольку составлены по итогам отчетного, а не налогового периода.

Однако данный вывод суда, исходя из положений пункта 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, является ошибочным.

Пунктом 1 статьи 119 НК Российской Федерации предусмотрена ответственность за несвоевременное представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации.

Понятие налоговой декларации дано в статье 80 НК Российской Федерации, согласно которой налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налогов и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Согласно статье 52 НК Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии со статьей 54 НК Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, статье 8 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“, статье 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах“, разделу IV Положения о целевых сборах на содержание милиции и благоустройство территории ЗАТО города Североморска, а также пунктам 5.2 и 5.5 Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденным решением городского Совета ЗАТО города Североморска от 29.12.99 N 24, и пункту 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах
применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ квартальные (месячные) платежи налога на прибыль, налога на имущество, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также сбора (налога) на содержание милиции исчисляются по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, поэтому расчеты названных налогов и сбора за 1-е полугодие (2-й квартал) и 9 месяцев (3-й квартал) 2000 года обоснованно расценены налоговой инспекцией как налоговые декларации.

Кооператив представил расчеты (декларации) перечисленных налогов и сбора за 6 месяцев (2-й квартал) 2000 года 30.10.2000 (установленный срок - 31.07.2000) и за 9 месяцев (3-й квартал) 2000 года 31.10.2000 (установленный срок - 30.10.2000), то есть нарушил предусмотренные налоговым законодательством сроки, следовательно, его привлечение налоговой инспекцией к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ является правомерным.

Учитывая изложенное, решение суда об отказе во взыскании с сельскохозяйственного кооператива “Рыболовецкий колхоз “Арктикпромэкс“ 2272 руб. 30 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, подлежит отмене, а иск налоговой инспекции - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.05.2001 и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2001 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3095/01-27 отменить.

Иск удовлетворить.

Взыскать с сельскохозяйственного кооператива “Рыболовецкий колхоз “Арктикпромэкс“ в доход бюджета 2272 руб. 30 коп. штрафа и 227 руб. 24 коп. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

ШЕВЧЕНКО А.В.