Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.10.2001 N А05-5118/01-286/14 То обстоятельство, что открытый налогоплательщиком в банке счет является бюджетным счетом и предназначен для использования в целях финансирования пособий гражданам, имеющим детей, не освобождает налогоплательщика от соблюдения порядка информирования налогового органа об открытии счета и от ответственности за несоблюдение данного требования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2001 года Дело N А05-5118/01-286/14

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.01 по делу N А05-5118/01-286/14 (судья Лепеха А.П.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к войсковой части N 36113 (далее - войсковая часть) о взыскании 5000 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 118 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления налоговому органу информации об открытии банковского счета.

Решением арбитражного суда от 28.06.01 в иске отказано на том основании, что открытый войсковой частью бюджетный счет не подпадает под понятие банковского счета, определенное статьей 11 НК РФ.

В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить обжалуемый судебный акт, указывая на неправильное применение судом норм НК РФ.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность решения арбитражного суда от 28.06.01 проверена в кассационном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в банках в десятидневный срок. Нарушение налогоплательщиком установленного кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (статья 118 кодекса).

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании договора банковского счета от 21.11.2000 ответчику открыт бюджетный счет в РКЦ ГУ ЦБ РФ по Архангельской области, о чем последний своевременно не сообщил в Инспекцию. В связи с нарушением ответчиком правила, изложенного в статье 23 НК РФ, налоговый орган законно и обоснованно принял решение от 02.03.01 N 5 о привлечении войсковой части к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Арбитражный суд, установив фактические обстоятельства дела, отказал в иске о взыскании с войсковой части налоговой санкции. При этом суд сделал вывод о том, что открытый войсковой
частью бюджетный счет не соответствует понятию банковского счета, определенного статьей 11 НК РФ.

Суд кассационной инстанции считает такой вывод ошибочным. Согласно статье 11 НК РФ счета - это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предприятий. Войсковая часть открыла счет на основании договора банковского счета (лист дела 19). Из содержания договора следует, что счет предназначен для зачисления денежных средств, что банк обязан выполнять поручения клиента по перечислению и выдаче средств с этого счета. Таким образом, открытый войсковой частью счет соответствует требованиям, предъявляемым к счету в целях налогового контроля. То обстоятельство, что этот счет является бюджетным и предназначен для использования в целях финансирования пособий гражданам, имеющим детей, не освобождает войсковую часть от соблюдения порядка информирования о его открытии налогового органа, поскольку подобных исключений нормы НК РФ не содержат.

Принимая решение о взыскании с войсковой части штрафа, суд кассационной инстанции учитывает имущественное положение организации. Не усматривая в действиях ответчика намеренного умысла на совершения правонарушения, суд кассационной инстанции считает возможным применить статью 112 НК РФ, определяющую обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, и уменьшить размер взыскиваемого штрафа до 100 рублей.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, арбитражный суд принимает во внимание, что войсковая часть является государственным учреждением, финансируемым из федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в
арбитражных судах.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.01 по делу N А05-5118/01-286/14 отменить.

Взыскать с войсковой части N 36113 в доход федерального бюджета 100 рублей штрафа.

Председательствующий

ВЕТОШКИНА О.В.

Судьи

ХОХЛОВ Д.В.

БУХАРЦЕВ С.Н.