Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.09.2001 N А56-5259/01 Решением суда правомерно удовлетворена жалоба налогоплательщика на действия налоговой инспекции, отказавшей ему в возмещении из бюджета НДС, так как налогоплательщиком фактически осуществлен экспорт товаров и выполнены требования закона по подтверждению права на возмещение НДС из бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2001 года Дело N А56-5259/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии от закрытого акционерного общества “Фин-Стройматериал“ Неверовской Н.Ю. (доверенность от 22.11.2000), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга Жильцова А.Ю. (доверенность от 16.04.2001 N 16/37), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга на решение от 16.05.2001 (судья Бойко А.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2001 (судьи Серикова И.А., Галкина Т.В., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области по делу N А56-5259/01,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Фин-Стройматериал“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) возместить из бюджета 3661665 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при реализации товаров на экспорт с июня 1999 года по декабрь 2000 года.

Общество в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, увеличило размер исковых требований до 5132483 руб. 86 коп.

Решением от 16.05.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2001, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в иске. Судебные инстанции, по мнению инспекции, неправильно применили нормы Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ (далее - Закон об НДС), поскольку отсутствует документальное подтверждение уплаты в бюджет поставщиками общества сумм налога на добавленную стоимость, полученного от истца в составе цены за приобретенные материальные ресурсы.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества их отклонил.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество в июне 1999 года - декабре 2000 года осуществило экспортные поставки товара и 20.01.2001 обратилось в инспекцию с заявлением о возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при реализации товаров на экспорт. В установленный срок и в установленном порядке возмещение налога не произведено.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно сослались на то, что возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость связано с
наличием у налогоплательщика права на льготу в соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона об НДС и фактом уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам материальных ресурсов. При этом судебными инстанциями установлено, материалами дела подтверждается и инспекцией не оспаривается, что обществом фактически осуществлен экспорт товаров и выполнены требования Закона об НДС по подтверждению права на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона об НДС от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона об НДС сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

В пункте 3 статьи 7 Закона об НДС указано, что в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий период.

Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона об
НДС.

Право общества на возмещение налога на добавленную стоимость по представленному в январе 2001 заявлению подтверждается положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Пунктом 4 статьи 176 НК РФ установлен трехмесячный срок для проведения возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость со дня представления налогоплательщиком соответствующих документов, подтверждающих факт экспорта.

Несостоятельными являются доводы инспекции о необходимости проведения встречных проверок поставщиков общества. Законодательство о налогах и сборах не связывает право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, с исполнением ими своих налоговых обязательств.

При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и основания для их отмены отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.05.2001 и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5259/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ПАСТУХОВА М.В.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

НИКИТУШКИНА Л.Л.