Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2001 N А26-2709/01-02-07/108 ИМНС неправомерно начислила предпринимателю пени и штраф за неуплату единого налога на вмененный доход. Такие санкции исчисляются с суммы подлежащего уплате налога, расчет которого производится на основании ст. 20 регионального закона о едином налоге на вмененный доход, а указанная статья постановлением Конституционного Суда субъекта РФ признана неконституционной.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2001 года Дело N А26-2709/01-02-07/108

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2001 по делу N А26-2709/01-02-07/108 (судьи Зинькуева И.А., Гарист С.Н., Яковлев В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Рязанов Александр Сергеевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия (далее - Инспекция МНС)
от 19.02.2001 N 36.

Решением суда от 17.07.2001 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение от 17.07.2001 и удовлетворить иск, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права в части трактовки понятия “торговая площадь“.

Кассационная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела.

Изучив материалы дела, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы Инспекции МНС.

Как следует из материалов дела, Инспекция МНС провела выездную проверку соблюдения предпринимателем законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) за период с 01.04.2000 по 31.12.2000. По результатам проверки составлен акт от 15.01.2001 N 2, в котором, в частности, отражено налоговое правонарушение - неполная уплата единого налога в результате занижения торговой площади в торговой точке, находящейся по адресу: г. Медвежьегорск, ул. К.Либкнехта, 16. На основе материалов налоговой проверки, а также разногласий по акту, представленных предпринимателем, Инспекция МНС приняла решение от 19.02.2001 N 36 о привлечении предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, в решении предпринимателю предложено уплатить сумму доначисленного налога и пени. Налог уплачен предпринимателем в добровольном порядке.

Арбитражный суд правомерно признал упомянутое решение недействительным, исходя из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ названный налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Как следует из статьи 4 Федерального закона N 148-ФЗ, объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Ставка налога - в размере 20 процентов вмененного дохода (статья 5 названного закона).

Данным Федеральным законом также предусмотрено, что суммы единого налога рассчитываются с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также приведенного в пункте 2 статьи 5 закона перечня 15 повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.

Согласно статье 6 Федерального закона N 148-ФЗ порядок исчисления единого налога определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и на основе формул расчета сумм единого налога для всех категорий налогоплательщиков, перечисленных в статье 5 этого Закона.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Карелия “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“, принятого Палатой представителей Законодательного Собрания Республики Карелия, ставка налога - 20 процентов вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки налога, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.

Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000 статья 20 Закона Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ признана не соответствующей Конституции Республики Карелия в той части, в которой ею не установлены значения иных видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, предусмотренных частью 2 статьи 5 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности“. Конституционный Суд Республики Карелия предложил законодателю Республики Карелия в трехмесячный срок привести в соответствие с Федеральным законом “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ положения статьи 20 Закона Республики Карелия “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ в части установления видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности и определить их значения. Кроме того, Конституционный Суд Республики Карелия указал, что суммы единого налога, излишне уплаченные налогоплательщиком с момента вынесения данного постановления, подлежат зачету в счет будущих налоговых платежей либо возврату налогоплательщику в соответствии с действующим законодательством.

Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия “О Конституционном Суде Республики Карелия“, части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“ постановление Конституционного Суда Республики Карелия является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

Таким образом, Инспекция МНС неправомерно начислила пени и привлекла предпринимателя к налоговой ответственности, поскольку размер пеней и размер налоговой санкции в соответствии с положениями статьи 75 и пункта 1 статьи 122 НК РФ подлежат исчислению с суммы налога, расчет которого произведен на основании нормы Закона Республики Карелия “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ (статья 20), признанной неконституционной.

Кроме того, судом установлено, что Инспекцией МНС не представлены доказательства того, что предприниматель фактически использовал дополнительно торговую площадь, помимо предоставленной по договору аренды.

В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывать обоснованность исковых требований лежит на Инспекции МНС, которая является одновременно истцом
и государственным органом, принявшим ненормативный акт, положенный в основу иска.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Инспекции МНС от 19.02.2001 N 36.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2001 по делу N А26-2709/01-02-07/108 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

ЗУБАРЕВА Н.А.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.