Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2001 N А05-914/01-70/12 Если в силу закона о конкретном виде налога авансовый налоговый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности налогоплательщика, за несвоевременную уплату авансовых платежей налоговая инспекция вправе взыскивать предусмотренные статьей 75 НК РФ пени.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2001 года Дело N А05-914/01-70/12

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Зубаревой Н.А., Ломакина С.А., при участии от ЗАО “Бункерная компания“ Захарова С.З. (доверенность от 05.02.2001 N 2), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску Ипаева С.Г. (доверенность от 04.01.2001 N 07-07/57), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.03.2001 по делу N А05-914/01-70/12 (судьи Ивашевская Л.И., Полуянова Н.М., Хромцов В.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Бункерная компания“ (далее -
ЗАО “Бункерная компания“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 18.12.2000 N 01/1-22/19/5220 о привлечении ЗАО “Бункерная компания“ к налоговой ответственности и требования от 18.12.2000 N 01/1-22-19/458 в части уплаты пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также декадных платежей по налогу на добавленную стоимость.

Решением суда от 01.03.2001 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда о признании недействительным ее решения в части начисления пеней по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Законность решения проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает, что решение подлежит частичной отмене.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства ЗАО “Бункерная компания“ за период с 01.07.98 по 30.06.2000, о чем составлен акт от 22.11.2000 N 01/1-22-09/551. По результатам проверки вынесено решение от 18.12.2000 N 01/1-22/19/5220 о привлечении ЗАО “Бункерная компания“ к налоговой ответственности и направлено требование от 18.12.2000 N 01/1-22-19/458 об уплате налогов, штрафов и пеней.

В ходе проверки, в частности, установлено, что ЗАО “Бункерная компания“ не производило уплату ежемесячных платежей налога на пользователей автомобильных дорог в сроки, предусмотренные пунктом 24.1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ (далее - Инструкция), то есть до 15 числа следующего месяца. В связи с
этим налоговая инспекция начислила пени за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и территориальный дорожный фонд в установленный срок.

Кроме того, налоговая инспекция в акте проверки и в решении указала, что истец не уплачивал ежемесячно налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в соответствии с пунктом 6 Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (с последующими изменениями и дополнениями), утвержденного постановлением мэра города Архангельска от 22.07.94 N 312, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в связи с чем ему также начислены пени по этому налогу.

Налогоплательщик производил уплату названных налогов поквартально в сроки, предусмотренные для представления квартальных расчетов.

Признавая недействительным решение налоговой инспекции в этой части, суд первой инстанции указал на то, что по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы налоговым периодом является календарный год, по итогам которого уплачивается налог, промежуточные же платежи являются авансовыми, а начисление пеней за просрочку уплаты авансовых платежей неправомерно.

Кассационная инстанция считает, что в части признания недействительным решения налоговой инспекции о начислении пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы судебный акт подлежит отмене, а исковые требования - отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон) порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральным законом. Согласно редакции, действовавшей
ранее, порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации определялся Верховным Советом Российской Федерации. Такой порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации был разработан Верховным Советом Российской Федерации в соответствии с требованиями упомянутого Закона.

Согласно пункту 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленный Законом налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Таким образом, срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации установлен в предусмотренном Законом порядке. Поэтому пени за неуплату этого налога в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации начислены налоговой инспекцией правомерно.

Аналогичный срок уплаты налога установлен пунктом 9 Временного порядка образования и использования территориального (областного) дорожного фонда в Архангельской области, утвержденного распоряжением главы администрации Архангельской области от 14.02.92 N 147-р, то есть налогоплательщики перечисляют налог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Таким образом, сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и в территориальный дорожный фонд одинаковы - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц, то есть исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности за данный период.

Аналогичное требование содержится в пунктах 24 и 24.1 Инструкции, согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями Инструкции. Уплата налога производится ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции (работ и услуг) и продаже товаров за истекший месяц, до 15 числа следующего
месяца.

Согласно пункту 24.3 Инструкции по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года с учетом ранее уплаченных взносов и вносят ее в соответствующие дорожные фонды по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

Как следует из подпункта “ч“ пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относится к местным налогам, конкретные ставки налога и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти.

В соответствии с пунктом 6 Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (с последующими изменениями и дополнениями), утвержденного постановлением мэра города Архангельска от 22.07.94 N 312, ежемесячная уплата налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы производится в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Статьями 45 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) предусмотрено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, и пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Аналогичный порядок взыскания пеней содержался в Законе Российской Федерации “Об основах налоговой политики в Российской Федерации“. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах (статья 58 НК РФ).

В пункте 20
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, которое обязательно для исполнения судом и сторонами, указано, что по смыслу пункта 1 статьи 75 Кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. В соответствии с положениями статей 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. В силу пункта 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. При рассмотрении споров, связанных со взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.

Таким образом, если по итогам определенного периода может быть определена налоговая база исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности налогоплательщика за данный налоговый (отчетный) период, то согласно указанному постановлению налоги должны уплачиваться в установленные сроки, а в случае их неуплаты начисляются пени. Месяц в данном случае является отчетным периодом, то есть периодом, по итогам которого налогоплательщик может исчислить налог и отчитаться, а не представить квартальный расчет.

В
этой части решение суда подлежит отмене, а в иске следует отказать.

Суд кассационной инстанции проверил законность решения и в части, не являющейся предметом кассационного обжалования. В этой части решение соответствует нормам материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.03.2001 по делу N А05-914/01-70/12 отменить в части признания недействительными подпункта “г“ пункта 2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 18.12.2000 N 01/1-22/19/5220 и подпунктов 2, 4, 6 требования от 18.12.2000 N 01/1-22-19/458 об уплате пеней за несвоевременное перечисление налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налога на пользователей автомобильных дорог.

В этой части в удовлетворении исковых требований ЗАО “Бункерная компания“ отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с ЗАО “Бункерная компания“ в доход федерального бюджета 750 рублей госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

Председательствующий

ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

ЛОМАКИН С.А.