Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2001 N А05-84/01-4/14 ИМНС правомерно начислила плательщику пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог. Довод о том, что пени могут быть начислены только за просрочку уплаты самого налога по окончании годового налогового периода, необоснован, так как ежемесячные платежи исчисляются исходя из реальных финансовых результатов деятельности, а сроки их уплаты установлены законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2001 года Дело N А05-84/01-4/14

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Зубаревой Н.А., Ломакина С.А., при участии от ОАО “Архэнерго“ Чуракова А.В. (доверенность от 01.02.2001 N 05-34), Парфеновой И.В. (доверенность от 27.12.2000 N 05-607), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску Ипаева С.Г. (доверенность от 04.01.2001 N 07-07/57), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Архэнерго“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 28.03.2001 по делу N А05-84/01-4/14 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Архэнерго“ (далее -
ОАО “Архэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 11.07.2000 N 24-19/17297 о привлечении ОАО “Архэнерго“ к налоговой ответственности в части начисления пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог и декадных платежей по налогу на добавленную стоимость.

Решением суда от 06.02.2001 (судьи Хромцов В.Н., Калашникова В.А., Пигурнова Н.И.) исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.03.2001 решение суда частично отменено.

В кассационной жалобе ОАО “Архэнерго“ просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда, считая, что судом при рассмотрении вопроса о начислении пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог нарушены нормы материального права. Кроме того, по мнению истца, апелляционная инстанция не учла то обстоятельство, что налоговой инспекцией при привлечении к ответственности ОАО “Архэнерго“ нарушена процедура привлечения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения налогового законодательства ОАО “Архэнерго“ за период с 01.07.97 по 30.09.99, о чем составлен акт от 28.02.2000 N 09-06/60ДСП. По результатам проверки вынесено решение от 11.07.2000 N 24-19/17297 о привлечении ОАО “Архэнерго“ к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также о начислении налогов и пеней.

В ходе проверки, в частности, установлено, что ОАО “Архэнерго“ занизило облагаемую налогом на пользователей автомобильных дорог базу из-за несвоевременного отражения выручки на счетах реализации и изменения ставки налога, в связи с чем ему доначислен налог за 1997 - 1998 годы и начислены соответствующие
пени по итогам года.

Отказывая в иске о признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении пеней, суд апелляционной инстанции указал на то, что по налогу на пользователей автомобильных дорог налоговым периодом является календарный год, по итогам которого нарастающим итогом рассчитывается и уплачивается налог, а потому начисление пеней произведено налоговой инспекцией правомерно.

Кассационная инстанция считает, что в части отказа в признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог постановление апелляционной инстанции правомерно и не подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон) порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральным законом. Согласно Закону, в редакции, действовавшей ранее, порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации определялся Верховным Советом Российской Федерации. Такой порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации был разработан Верховным Советом Российской Федерации в соответствии с требованиями названного Закона.

Согласно пункту 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленный Законом налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Таким образом, срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации предусмотрен в установленном Законом порядке.

Аналогичный срок уплаты налога предусмотрен пунктом 9 Временного порядка образования и использования территориального (областного) дорожного фонда в Архангельской области, утвержденного распоряжением главы администрации Архангельской
области от 14.02.92 N 147-р. Согласно этому Порядку налог перечисляют ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Следовательно, сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и в территориальный дорожный фонд одинаковы - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц, - то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный период.

Аналогичное требование содержится в пунктах 24 и 24.1 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ (далее - Инструкция), согласно с которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями Инструкции. Уплата налога производится ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета, относящихся к реализации продукции (работ и услуг) и продаже товаров за истекший месяц, до 15 числа следующего месяца.

Согласно пункту 24.3 Инструкции по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года с учетом ранее уплаченных взносов и вносят ее в соответствующие дорожные фонды по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

Статьями 45 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, и пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Аналогичный порядок взыскания пеней содержался
в Законе Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Налоговая инспекция в данном случае произвела расчет пеней по итогам года, что не нарушает права налогоплательщика.

Кассационной инстанцией не установлено нарушений налоговой инспекцией статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, на что ссылается ОАО “Архэнерго“ в кассационной жалобе.

Таким образом, оснований для отмены постановления апелляционной инстанции в этой части нет.

В остальной части постановление апелляционной инстанции также соответствует нормам материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 28.03.2001 по делу N А05-84/01-4/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Архэнерго“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

ЛОМАКИН С.А.