Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.05.2001 N 834 Иск энергоснабжающей организации о взыскании за счет казны субъекта РФ убытков, возникших при предоставлении ветеранам льгот по оплате коммунальных услуг, подведомствен арбитражному суду, поскольку организация требует не выделения средств из бюджета, а возмещения расходов, которые администрация субъекта РФ обязана была компенсировать согласно Закону РФ “О ветеранах“, но неправомерно уклонилась от этого.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2001 года Дело N 834

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Коробова К.Ю., Скворцова О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.02.2001 по делу N 834 (судья Рощупкин В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Тверьоблгаз“ в лице филиала “Кимрымежрайгаз“ (далее - ОАО “Тверьоблгаз“) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к департаменту финансов администрации Тверской области (далее - департамент финансов) о взыскании 217160 руб. 38 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления семьям участников и инвалидов войны в период с
января 1998 года по декабрь 2000 года пятидесятипроцентной скидки по оплате за газ.

Решением от 16.02.2001 исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы за счет казны Тверской области.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.

Решение от 16.02.2001 обжаловано департаментом финансов в кассационном порядке. Податель жалобы просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на то, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе, в частности, указывается на то, что данный спор неподведомствен арбитражному суду, поскольку спорные правоотношения имеют бюджетный (финансовый) характер, а гражданское законодательство в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям. По мнению департамента финансов, статья 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение споров по поводу выделения средств из бюджетов различных уровней.

Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “Тверьоблгаз“ в период с января 1998 года по декабрь 2000 года в соответствии с Законом Российской Федерации “О ветеранах“ (далее - ФЗ РФ “О ветеранах“) при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для отдельных категорий граждан, проживающих на территории г. Кимры и Кимрского района Тверской области. С учетом названных обстоятельств у истца возникли убытки в размере 217160
руб. 38 коп.

При рассмотрении настоящего дела судом отмечено, что в соответствии со статьей 10 ФЗ РФ “О ветеранах“, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было установлено, что расходы на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам данным законом, производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации и органами субъектов Российской Федерации. В дальнейшем в статью 10 вышеуказанного закона (в редакции от 02.01.2000) были внесены изменения, в соответствии с которыми установлено, что расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приложениями к федеральным законам, утверждающим федеральные бюджеты на соответствующий финансовый год, из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на реализацию ФЗ РФ “О ветеранах“ предусматривалась соответствующая сумма расходов, учтенная при расчете сумм финансовой помощи субъектам Российской Федерации, в том числе и по Тверской области.

Поскольку истец в результате предоставления вышеуказанной льготы недополучил доходы от платы за коммунальные услуги, он и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

По мнению кассационной инстанции, суд при наличии доказательств, документально подтверждающих факт предоставления льгот ветеранам, проживающим на вышеуказанной территории, правомерно пришел к выводу об обоснованности предъявляемого ко взысканию размера компенсации.

Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, что данный спор неподведомствен арбитражному суду, так как спорные правоотношения носят бюджетный характер. В данном случае истец не ставит вопрос о выделении средств из бюджета, его исковые требования сводятся к возмещению расходов, понесенных в связи с исполнением федерального закона, которым на ответчика возложена обязанность компенсировать эти расходы.

С
учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 16.02.2001 по делу N 834 оставить без изменения, а кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

КОРОБОВ К.Ю.

СКВОРЦОВ О.Ю.