Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2001 N А26-2306/00-01-12/101 Подписав с Минфином РФ соглашение по перечислению бюджетных средств и став участником бюджетных правоотношений, Сбербанк за невыполнение условий соглашения должен нести публично-правовую ответственность в виде административного штрафа, но, поскольку срок для наложения административного взыскания Казначейством пропущен, взыскание штрафа со Сбербанка не может быть произведено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2001 года Дело N А26-2306/00-01-12/101

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Никитушкиной Л.Л., Троицкой Н.В., при участии от акционерного коммерческого Сбербанка Российской Федерации в лице Костомукшского отделения Ефимовой Л.Б. (доверенность от 23.02.2001 N 01-2/123-590), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.02.2001 по делу N А26-2306/00-01-12/101 (судья Ульянова Л.В.),

УСТАНОВИЛ:

Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Казначейство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному коммерческому Сбербанку
Российской Федерации (далее - Сбербанк) в лице Костомукшского отделения N 8372 (далее - отделение Сбербанка) о взыскании 10047 руб. 21 коп. штрафных санкций за нарушение пункта 2.2.2 соглашения от 31.12.98, выразившееся в несвоевременном зачислении средств федерального бюджета (пенсий, пособий и компенсаций) на счета получателей.

Истцом в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размер исковых требований уменьшен до 7825 руб. 31 коп.

Решением от 11.08.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.10.2000, с отделения Сбербанка взыскано в доход федерального бюджета 1570 руб. 77 коп. штрафных санкций. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.12.2000 судебные акты отменены и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением от 05.02.2001 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на пропуск Казначейством двухмесячного срока наложения штрафа, установленного статьей 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР).

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд, по мнению Казначейства, неправильно применил нормы КоАП РСФСР, поскольку несвоевременное зачисление отделением Сбербанка средств федерального бюджета на счета получателей этих средств является нарушением бюджетного законодательства, ответственность за которое установлена подпунктом “з“ пункта 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.08.93 N 864 (далее - Положение). Данная ответственность не является административным взысканием.

В отзыве на кассационную жалобу отделение Сбербанка просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

Представители Казначейства и
Сбербанка, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель отделения Сбербанка отклонил доводы кассационной жалобы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судом, отделением Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по городу Костомукше Республики Карелия проведена проверка своевременности и полноты выплат отделением Сбербанка пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах Министерства внутренних дел и в Федеральной службе безопасности, федеральных органах налоговой полиции, и членам их семей, о чем составлен акт от 19.09.99. Проверкой установлено несвоевременное зачисление отделением Сбербанка бюджетных средств на счета получателей, в связи с чем начислены штрафные санкции, предусмотренные соглашением от декабря 1998 года (без числа), заключенным между Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Сбербанком.

Предметом указанного соглашения является выполнение Минфином и Сбербанком всех необходимых мероприятий по своевременной и полной выплате пенсий, пособий и компенсаций, назначенных лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел и федеральной службе безопасности, федеральных органах налоговой полиции, и членам их семей. В соответствии с пунктом 2.2.2 соглашения от декабря 1998 года не позднее следующего рабочего дня со дня поступления из федерального бюджета денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий, пособий и компенсаций, на корреспондентский счет Сбербанка последний обязан перечислить необходимые суммы на счета своих территориальных банков. Территориальные банки обеспечивают перечисление полученных средств отделениям Сбербанка не позднее следующего рабочего дня после их поступления. Отделения Сбербанка в течение трех рабочих дней после поступления средств обеспечивают
зачисление сумм пенсий, пособий и компенсаций на счета по вкладам военнослужащих и оформление переводов пенсий военнослужащим через предприятия связи. Пунктом 4.1 соглашения предусмотрено, что в случае неисполнения обязательств в соответствии с пунктом 2.2.2 названного соглашения Сбербанк и его филиалы несут ответственность в порядке, установленном подпунктом “з“ пункта 12 Положения.

Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции, что после подписания соглашения Сбербанк принял на себя публично-правовую обязанность по перечислению бюджетных средств на условиях соглашения. Став участником бюджетных отношений, Сбербанк несет публично-правовую ответственность в виде штрафа, имеющего административную природу.

Поскольку Положением не установлены сроки наложения административного взыскания за несвоевременное зачисление средств федерального бюджета на счета получателей, суд правомерно руководствовался нормами КоАП РСФСР.

Согласно статье 2 КоАП РСФСР положения Кодекса распространяются на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в этот Кодекс.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Казначейство обнаружило правонарушение 19.10.99 при проведении проверки своевременности исполнения платежных документов отделением Сбербанка, а 12.04.2000 вынесло представление на взыскание с отделения Сбербанка штрафа, адресованное государственной налоговой инспекции по городу Костомукше.

Статьей 38 КоАП РСФСР установлен двухмесячный срок для наложения административного взыскания, который был пропущен Казначейством.

При таких обстоятельствах следует признать, что взыскание штрафа со Сбербанка не может быть произведено.

Решение суда является законным, отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.02.2001 по делу N А26-2306/00-01-12/101 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

ПАСТУХОВА
М.В.

Судьи

НИКИТУШКИНА Л.Л.

ТРОИЦКАЯ Н.В.