Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2001 N А56-962/01 Довод о том, что возмещение налогоплательщику НДС возможно только при соблюдении порядка, установленного приказами и письмами Министерства РФ по налогам и сборам, неправомерен, поскольку указанные документы не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а требования, изложенные в названных документах, должны исполняться налоговыми органами таким образом, чтобы не нарушались права налогоплательщиков, гарантированные законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2001 года Дело N А56-962/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Шевченко А.В. и Ломакина С.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Каплина М.Н. (доверенность от 19.09.2000 N 01/26440), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2001 по делу N А56-962/01 (судья Блинова Л.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Унисервис“ (далее - ООО “Унисервис“, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) возместить из федерального бюджета 784933 руб. налога на добавленную стоимость на основании деклараций за 3-й и 4-й кварталы 1999 года, и также за 2-й и 3-й кварталы 2000 года, который уплачен поставщикам продукции, реализованной впоследствии на экспорт.

В судебном заседании истец уменьшил размер исковых требований со ссылкой на акт сверки расчетов от 09.02.2001 (л.д. 56), согласно которому в связи с частичным возмещением налога на добавленную стоимость из бюджета по заключению налогового органа сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению из бюджета на основании заявленного иска, составляет 263354 руб.

Решением суда от 14.02.2001 исковые требования удовлетворены частично, в сумме 263354 руб. Во взыскании остальной части заявленной в иске суммы отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга просит отменить решение суда в удовлетворенной части иска и отказать в иске в полном объеме. По мнению налоговой инспекции, судом нарушены положения статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.

ООО “Унисервис“ о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив материалы дела, кассационная инстанция установила следующее.

В кассационной жалобе налоговая инспекция оспаривает вывод суда о правомерности предъявления Обществом к налоговой инспекции требования о возмещении (возврате) из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам продукции, реализованной впоследствии на экспорт, и о возложении на налоговую инспекцию
обязанности возместить (возвратить) из бюджета указанную сумму.

Судом установлено и налоговой инспекцией не оспаривается, что ООО “Унисервис“ в 3-м и 4-м кварталах 1999 года, а также во 2-м и 3-м кварталах 2000 года осуществляло экспорт продукции (лесоматериалов). В декларациях по налогу на добавленную стоимость за 3-й и 4-й кварталы 1999 года, 2-й и 3-й кварталы 2000 года Общество, как экспортер продукции, заявило об использовании предусмотренной подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ льготы в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость выручки, полученной от реализации продукции на экспорт. Налоговая инспекция не оспаривает правомерность использования Обществом льготы по налогу на добавленную стоимость и представление им в налоговый орган полного комплекта документов, предусмотренных пунктами 21 - 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“.

Судом первой инстанции также установлено, что реализованную на экспорт продукцию ООО “Унисервис“ приобрело у российских поставщиков. Эту продукцию Общество оплатило поставщикам вместе с налогом на добавленную стоимость. Факт приобретения у российских поставщиков реализованной впоследствии на экспорт продукции и оплаты ее вместе с налогом на добавленную стоимость налоговой инспекцией не оспаривается. Этот налог в сумме 784933 руб., уплаченный поставщикам, Общество указало в декларациях по налогу на добавленную стоимость за 3-й и 4-й кварталы 1999 года, а также за 2-й и 3-й кварталы 2000 года. В связи с превышением “НДС, уплаченного поставщикам“ над “НДС, полученным от покупателей“ вследствие использования льготы Общество 20.10.99, 20.01.2000, 20.07.2000 и 20.10.2000 обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями о возмещении
из бюджета отрицательной разницы по налогу на добавленную стоимость путем ее зачисления на расчетный счет Общества.

Налоговая инспекция в десятидневный срок, установленный статьей 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, не возместила истцу из бюджета сумму налога.

Актом сверки от 09.02.2001, произведенной истцом и ответчиком, подтверждается право истца требовать возмещения из бюджета 263354 руб. налога на добавленную стоимость на дату рассмотрения иска, поскольку остальная часть истребуемой суммы возмещена Обществу ранее по заключению налогового органа.

Удовлетворяя исковые требования в сумме 263354 руб., суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, и кассационная инстанция считает решение суда правильным.

Порядок уплаты в бюджет и возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость установлен пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Следовательно, налогоплательщик, заполняя декларацию по налогу на добавленную стоимость, должен исходить из первичных документов, подтверждающих факт получения налога на добавленную стоимость и его размер (при реализации налогоплательщиком продукции, работ, услуг с налогом), а также факт уплаты налога поставщикам и его размер (в том числе из договоров, отгрузочных, учетных и расчетных документов).

Из пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ следует, что в
случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации на экспорт товаров, которые освобождены от налога на добавленную стоимость на основании подпункта “а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.

Дополнительные условия при предъявлении экспортерами к возмещению из бюджета “НДС, уплаченного поставщикам“ в случае его превышения над “НДС полученным“ законом не предусмотрены.

Согласно пунктам 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации нормы законов о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал свои обязанности, в том числе и относительно порядка исчисления и уплаты налогов.

ООО “Унисервис“ выполнило все предусмотренные Законом Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ требования, в том числе представило доказательства уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам при расчетах за приобретенные товары. Обязанность же покупателя продукции представлять доказательства перечисления в бюджет поставщиками товаров полученного от покупателя-налогоплательщика налога на добавленную стоимость как условие предъявления им к возмещению из бюджета “НДС, уплаченного поставщикам“ законом не предусмотрена. Поэтому налоговая инспекция была обязана в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период произвести по
заявлению ООО “Унисервис“ возмещение из бюджета суммы отрицательной разницы по налогу на добавленную стоимость.

ООО “Унисервис“ своевременно представило в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость за 3-й и 4-й кварталы 1999 года, а также за 2-й и 3-й кварталы 2000 года; комплект документов, необходимых для обоснования права на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета; заявления о возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета. Однако в установленный законом десятидневный срок названная разница из бюджета не возмещена, на расчетный счет Общества не зачислена.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ООО “Унисервис“.

Приведенный в жалобе довод налоговой инспекции о том, что возмещение налога на добавленную стоимость возможно только при соблюдении налоговыми органами порядка, установленного приказами и письмами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, кассационная инстанция отклоняет по следующим основаниям:

- согласно пункту 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации указанные документы не относятся к актам законодательства о налогах и сборах;

- в силу пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации положения этих документов обязательны к исполнению только налоговыми органами;

- требования, изложенные в названных документах, должны исполняться налоговыми органами таким образом, чтобы не нарушались права и интересы налогоплательщиков, гарантированные законом;

- статьей 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ Министерству Российской Федерации по налогам и сборам не предоставлено право устанавливать порядок возмещения налога на добавленную стоимость, в том числе уплаченного поставщикам экспортированных товаров. Обязанность разработать порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета согласно абзацу второму статьи 12 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ была возложена на Правительство Российской Федерации,
однако такой порядок уполномоченным Федеральным законом органом разработан не был. Изменения и дополнения, направленные на законодательное закрепление решения данного вопроса, в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ в установленном порядке не внесены.

В Законе Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ отсутствуют нормы, закрепляющие правило о том, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, сначала должны быть перечислены ими в бюджет, затем покупатель обязан истребовать и получить от поставщика подтверждение такого перечисления и лишь тогда он вправе отразить уплаченные поставщикам по этим материальным ресурсам суммы налога в декларации по налогу на добавленную стоимость.

Контроль за исполнением поставщиками товаров, материальных ресурсов, работ, услуг обязанности по уплате в бюджет полученного от покупателей налога на добавленную стоимость возложен на налоговые органы. Неисполнение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить причиной к отказу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость добросовестному налогоплательщику при представлении доказательств его уплаты поставщику.

Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“ (статья 12) и от 31.12.99 N 227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год“ (статья 12) установлено, что возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, осуществляется в полном объеме за счет средств федерального бюджета. Указаний на ограничение размера возмещаемых сумм налога на добавленную стоимость поступлениями этого налога в бюджет от поставщиков в названной статье нет.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2001 по делу N А56-962/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

ШЕВЧЕНКО А.В.

ЛОМАКИН С.А.