Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.12.2003 N А78-313/03-С1-6/9-Ф02-4207/03-С2 Решение суда о взыскании платы за перевод лесных земель в нелесные земли соответствует нормам материального и процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 декабря 2003 г.

Дело N А78-313/03-С1-6/9-Ф02-4207/03-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Нестеровой Л.П.,

судей: Некрасова С.Ю., Уманя И.Н.,

при участии в судебном заседании:

от ответчика - Сибирского военного округа - Седойкина С.В. (доверенность N 69/53 от 24.03.2003),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Сибирского военного округа на решение от 25 августа 2003 года по делу N А78-313/03-С1-6/9 Арбитражного суда Читинской области (суд первой инстанции: Попова И.П.), принятое по иску Геленджикского опытного лесного хозяйства к Сибирскому военному округу и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании платы за перевод
лесных земель в нелесные в сумме 1282160 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Геленджикское опытное лесное хозяйство (Геленджикский лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с иском к Сибирскому военному округу (СибВО) о взыскании платы за перевод лесных земель в нелесные в сумме 1282160 рублей.

Определением суда от 2 июля 2003 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Решением от 25 августа 2003 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Сибирский военный округ просит отменить решение от 25 августа 2003 года, указав на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права: статей 271, 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 28, 29 Земельного кодекса РСФСР, пункта 10 статьи 1 Федерального закона “Об обороне“, статей 1, 6 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, пункта 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель приводит доводы о том, что СибВО от лесхоза земельный участок не получал. Земли им получены в результате сделок по приобретению недвижимости в виде базы отдыха “Дивное“ в селе Дивноморское города Геленджика, заключенных с Геленджикским СМУ ПО “Союзморгео“ и Краснодарским зеркально-фурнитурным комбинатом в 1993 - 1996 годах. К СибВО как к приобретателю объектов недвижимости перешло право на земельный участок, принадлежащий прежнему собственнику.

Судом не дана оценка постановлению главы города-курорта Геленджика N 708 от 05.05.1999, государственному акту на право постоянного бессрочного пользования земельным участком КК-2 N 408000243, акту технического обследования лесных площадей от 20.10.1997 и не исследованы вопросы о том, что лесные земли были переведены в нелесные заказчиком строительства базы отдыха
“Дивное“ Краснодарским зеркально-фурнитурным комбинатом в 1990 - 1991 годах при строительстве этой базы отдыха до продажи ее Забайкальскому (ныне - Сибирскому) военному округу и о том, что администрация города Геленджика приняла решение обязать именно Краснодарский зеркально-фурнитурный комбинат оформить надлежащим образом перевод лесных земель в нелесные, а не СибВО.

В отзыве на кассационную жалобу Геленджикский лесхоз указал на необоснованность ее доводов, просил оставить принятое по делу решение без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Присутствующий на судебном заседании представитель СибВО подтвердил доводы кассационной жалобы.

Геленджикский лесхоз и Министерство обороны Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещены (уведомления N 1234, N 1235), в суд кассационной инстанции не явились, своих представителей не направили.

Проверив законность и обоснованность решения от 25 августа 2003 года в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Геленджикский лесхоз обратился в суд с иском к СибВО о взыскании платы за перевод лесных земель в нелесные в сумме 1282160 рублей.

Исковое заявление мотивировано тем, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2000 N 164-р и постановлением Правительства Краснодарского края от 18.04.2000 N 19-п из земель лесного фонда изъят участок лесного фонда площадью 6,82 га для предоставления в бессрочное (постоянное) пользование СибВО для строительства базы отдыха “Баргузин“. Плату за перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, в сумме 1282160 рублей ответчик не произвел.

Арбитражным судом установлено, что лесной фонд Геленджикского лесничества с 1956 года относится к лесам 1 группы, с 05.01.1993
весь лесной фонд, находящийся в ведении Геленджикского лесхоза, относится к лесам первой группы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2000 N 164-р разрешен перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы Краснодарского края площадью 16,24 гектара.

В соответствии с указанным распоряжением постановлением Правительства Краснодарского края от 18.04.2000 N 19-п участок лесного фонда площадью 6,82 га был изъят из земель лесного фонда (леса 1 группы) Геленджикского лесхоза и предоставлен СибВО в бессрочное (постоянное) пользование для строительства военного дома отдыха “Баргузин“ в селе Дивноморское.

Пунктом 2 постановления Правительства Краснодарского края N 19-п от 18.04.2000 и приложением к нему предусмотрено, что СибВО производит выплаты за перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, Геленджикскому лесхозу в размере 1282160 рублей.

Вопрос изъятия земель лесного фонда Геленджикского лесхоза был инициирован Забайкальским военным округом (ЗабВО) в лице Квартирно-эксплуатационного управления ЗабВО Министерства обороны Российской Федерации, на которое согласно Приказу Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75 возложены функции по учету земельных участков, руководство и контроль за правильным использованием предоставленных Министерству обороны Российской Федерации земельных участков.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.1998 N 48 ЗабВО упразднен, на базе Сибирского военного округа и ЗабВО образован Сибирский военный округ с правопреемством бывших управлений СибВО и ЗабВО.

Согласно акту технического обследования лесных площадей от 20.10.1997 участок лесного фонда Геленджикского лесхоза площадью 6,8 га расположен в лесах первой группы в квартале N 54 Геленджикского лесничества, во 2 поясе зон
санитарной охраны источников водоснабжения и имеет почвенно-геологическую характеристику - перегнойно-карбонатные средние суглинки сухие.

Исходя из установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, арбитражным судом удовлетворены исковые требования о взыскании платы за перевод лесных земель в нелесные в размере 1282160 рублей.

Решение мотивировано ссылками на статью 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7, 19, 46, 47, 63 Лесного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации N 1200 от 19.09.1997 “О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда“, статью 6 Закона Краснодарского края “О сохранении общей площади лесных земель и защитных лесонасаждений в Краснодарском крае“ от 30.06.1997 N 92-КЗ.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Читинской области соответствуют установленным им по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным судом нормам материального права.

В соответствии со статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных в ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляется в лесах первой группы Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством.

При переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных в ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются указанные перевод и (или) изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается
органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого и (или) изымаемого участка лесного фонда и которая направляется лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного фонда.

Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земель лесного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1200 “О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда“ при переводе лесных земель в нелесные одновременно решается вопрос об условиях изъятия и предоставления земельного участка, о плате за перевод лесных земель в нелесные и размерах убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда.

Исходя из данных, содержащихся в акте обследования спорного участка лесного фонда, влияющих на размер платы за перевод лесных земель в нелесные, на основании статьи 6 Закона Краснодарского края “О сохранении общей площади лесных земель и защитных лесонасаждений в Краснодарском крае“ от 30.06.1997 N 92-КЗ и Приложений 1 и 2 к нему судом обоснованно удовлетворены исковые требования о взыскании платы за перевод лесных земель в нелесные в размере 1282160 рублей.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 37 Земельного кодекса РСФСР, а не Лесного кодекса РСФСР.

Специальный порядок перевода лесных земель в нелесные предусмотрен действующим законодательством и был предусмотрен ранее действовавшим законодательством (статья 22 Основ лесного законодательства
Российской Федерации, статья 37 Лесного кодекса РСФСР, пункт 1 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1064 “О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом“).

Доказательств перевода лесных земель в нелесные на спорном участке до 31.10.2000 ответчиком не представлено. Материалы дела не содержат сведений о соблюдении установленного законодательством порядка перевода лесных земель в нелесные либо изъятия земель лесного фонда при отводе их какому-либо пользователю до 2000 года, тогда как данное обстоятельство является основанием, с которым закон связывает возникновение конкретных прав и обязанностей.

Законом предусмотрено взимание платы при переводе лесных земель в нелесные. При этом плата взимается одновременно с переводом лесных земель в нелесные. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2000 N 164-р и постановлением Правительства Краснодарского края от 18.04.2000 N 19-п произведены перевод лесных земель в нелесные, изъятие участка площадью 6,82 га из земель лесного фонда (леса 1 группы) Геленджикского лесхоза и данный участок предоставлен СибВО в бессрочное (постоянное) пользование для строительства военного дома отдыха “Баргузин“ в селе Дивноморское. Таким образом, плата за перевод лесных земель в нелесные правомерно взыскана с СибВО.

При разрешении спора судом не нарушены нормы материального и процессуального права, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение от 25 августа 2003 года является законным и обоснованным, в связи с чем его следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации
“О государственной пошлине“ СибВО освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Читинской области от 25 августа 2003 года по делу N А78-313/03-С1-6/9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.П.НЕСТЕРОВА

Судьи:

С.Ю.НЕКРАСОВ

И.Н.УМАНЬ