Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2003 N А19-8305/03-36-Ф02-3405/03-С1 Суд правомерно признал незаконным постановление налогового органа о привлечении к административной ответственности, поскольку действующим законодательством не предусмотрена ответственность за применение неисправной контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 октября 2003 г.

Дело N А19-8305/03-36-Ф02-3405/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелеминой М.М.,

судей: Елфимовой Г.В., Пущиной Л.Ю.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 15 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 июня 2003 года по делу N А19-8305/03-36 (суд первой инстанции: Самойлова О.И.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Окси“ (ЗАО “Окси“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 15 по Иркутской области (налоговая инспекция) о признании незаконным постановления N 12-16/40 от 22.04.2003 о привлечении к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 июня 2003 года постановление налоговой инспекции N 12-16/40 от 22.04.2003 о привлечении к административной ответственности ЗАО “Окси“ признано незаконным полностью и отменено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу решением, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 июня 2003 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

По мнению заявителя кассационной жалобы, осуществление денежного расчета без применения контрольно-кассовой машины, выразившееся в том, что ККМ показывает расхождение во времени на 1 час от поясного, является нарушением пункта 1 и подпункта “г“ пункта 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением от 30.07.1993 N 745. Использование контрольно-кассовой машины с указанной неисправностью должно расцениваться как осуществление денежного расчета без применения контрольно-кассовой машины. В связи с чем оспариваемое постановление было вынесено правомерно.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО “Окси“ просит решение Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (почтовые уведомления N 71333 от 23.09.2003, N 71335 от 23.09.2003, N 71342 от 23.09.2003), но своих представителей на судебное заседание не направили, поэтому дело слушается без их участия.

Проверив в пределах, установленных статьей 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в названном судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба налоговой инспекции не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией с участием сотрудника БМО УФСНП на основании поручения от 14.04.2003 N 12-07/48 14.04.2003 в 13 часов 13 минут была проведена проверка исполнения Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ (Закон о применении ККМ) на передвижной АГЗС, расположенной по адресу: г. Братск, ул. Радищева, 1 и принадлежащей ЗАО “Окси“. Как следует из акта проверки N 00088 от 14.04.2003, в результате проверки было установлено, что при заправке газом “пропан“ в количестве 5 литров по цене 25 рублей заправщиком ЗАО “Окси“ - Коноплевым А.С. денежный расчет был осуществлен без применения контрольно-кассовой машины.

Неприменение ККМ при проведении проверки заключалось в использовании неисправной ККМ, показывающей расхождение во времени на 1 час от поясного. Данный факт подтверждается и актом проверочной закупки от 14.04.2003. То обстоятельство, что время на ККМ N 00035310, принадлежащей ЗАО “Окси“, не переведено на летнее, подтверждается и актом технической экспертизы контрольно-кассовой машины N 141.

15.04.2003 должностным лицом налоговой инспекции составлен протокол N 12-16/40 в отношении юридического лица ЗАО “Окси“ об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 22.05.2003 руководителем налоговой инспекции вынесено постановление N 12-16/40, в соответствии с которым ЗАО “Окси“ было признано виновным в совершении
административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 30000 рублей (300 МРОТ).

Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО “Окси“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за осуществление денежных расчетов с населением с применением неисправной контрольно-кассовой машины, включая и те случаи, когда время, установленное на ККМ, не соответствует фактическому времени.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда правильными, а решение, принятое по настоящему делу, - законным и обоснованным.

В соответствии с Федеральным законом “О применении ККМ...“ денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

За неприменение в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку контрольно-кассовая машина в данном случае была применена, Арбитражным судом Иркутской области сделан правильный вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрена ответственность за осуществление денежных расчетов с населением с применением неисправной контрольно-кассовой машины, следовательно, привлечение ЗАО “Окси“ к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным.

Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о необоснованности выводов суда либо о их противоречии материалам дела.

Руководствуясь статьями
274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 июня 2003 года по делу N А19-8305/03-36 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Г.В.ЕЛФИМОВА

Л.Ю.ПУЩИНА