Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.09.2003 N А19-17894/02-39-Ф02-3031/03-С2 Постановление суда об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации отменено, так как лесорубочным билетом предусмотрена обязанность лесопользователя произвести лесовосстановление путем создания лесных культур.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 сентября 2003 г.

Дело N А19-17894/02-39-Ф02-3031/03-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Нестеровой Л.П.,

судей: Васиной Т.П., Некрасова С.Ю.,

при участии в судебном заседании:

от истца - Балаганского лесхоза - Бабкина П.П. (доверенность от 20.10.2002),

от ответчика - закрытого акционерного общества “Зималеспром“ - Куклиной Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Балаганского лесхоза на постановление апелляционной инстанции от 15 июля 2003 года по делу N А19-17894/02-39 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Титов В.И.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Буяновер П.И., Бучнева Н.А.), принятое по иску Балаганского лесхоза
к закрытому акционерному обществу “Зималеспром“ о взыскании неустойки в сумме 395339 рублей 82 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Балаганский лесхоз обратился в Арбитражный суд Иркутской области к закрытому акционерному обществу (ЗАО) “Зималеспром“ о взыскании 395339 рублей 82 копеек неустойки за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551.

Решением суда от 8 апреля 2003 года исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 15 июля 2003 года решение от 8 апреля 2003 года отменено, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Балаганский лесхоз просит отменить постановление апелляционной инстанции от 15 июля 2003 года и оставить в силе решение от 8 апреля 2003 года, указав на нарушение и неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права: статей 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 42, 83, 89, 90, 111, 116 Лесного кодекса Российской Федерации, абзаца 3 пункта 65 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила отпуска древесины на корню), статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Руководства по проведению лесовосстановительных работ в лесах Восточной Сибири, утвержденного первым заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства 22.01.1997, Правил рубок главного пользования в лесах Восточной Сибири, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.03.1994 N 70, Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Гослесхозом СССР от 01.11.1983 N 130.

Заявитель считает неправильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что акт освидетельствования мест рубок составлен с нарушением порядка, установленного для освидетельствования лесосек,
а лесорубочный билет - с нарушением норм Лесного кодекса Российской Федерации.

По его мнению, подписанный лесхозом и лесопользователем без разногласий в части оставления не вывезенной в срок древесины, недорубов и неочистки мест рубок акт освидетельствования от 28.08.2002, составленный в соответствии с пунктом 65 Правил отпуска древесины на корню, является основанием для взыскания неустойки.

Балаганский лесхоз также считает неправильными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания неустойки за невыполнение лесовосстановительных работ. Он полагает, что способ производства лесовосстановительных работ заложен в самом понятии - лесные культуры, то есть искусственный способ. Объем определен вырубаемой площадью лесосеки, срок создания лесных культур определен сроком действия лесорубочного билета. Ответчик мер для восстановления лесных культур на вырубленной лесосеке не принимал. Лесорубочный билет является договором, подписанным лесхозом и лесопользователем, в котором указана обязанность последнего по проведению лесовосстановительных работ.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО “Зималеспром“ указало на необоснованность доводов жалобы, просило оставить постановление апелляционной инстанции от 15 июля 2003 года без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Присутствующие на судебном заседании представители Балаганского лесхоза и ЗАО “Зималеспром“ подтвердили заявленные доводы и возражения.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 26 сентября 2003 года.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает постановление апелляционной инстанции от 15 июля 2003 года подлежащим отмене, решение от 8 апреля 2003 года - оставлению в силе.

Балаганский лесхоз обратился в суд с иском к ЗАО “Зималеспром“ о взыскании неустойки в сумме 395339 рублей 82 копеек за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.06.1998 N 551.

Исковое заявление мотивировано тем, что Балаганским лесхозом по окончании срока действия лесорубочного билета, выданного ответчику, проведено освидетельствование мест рубок и составлен акт их освидетельствования в присутствии представителя ЗАО “Зималеспром“. Актом установлены следующие нарушения: оставление недоруба, оставление не вывезенной в срок древесины, неудовлетворительная или несвоевременная очистка мест рубок, невыполнение лесовосстановительных мероприятий.

Судом первой инстанции установлено, что на основании лесорубочного билета N 78 от 27.08.2001 ЗАО “Зималеспром“ производило заготовку и вывозку древесины в квартале 28 лесосечного фонда Балаганского лесхоза со сроком окончания заготовки 26.08.2002.

После окончания срока действия лесорубочного билета при освидетельствовании мест рубок были выявлены следующие нарушения: оставление расстроенного недоруба 4497 куб.м, наличие не вывезенной в срок древесины 99 куб.м, неудовлетворительная очистка мест рубок 21 га, невыполнение лесовосстановительных работ 28 га, о чем составлен акт освидетельствования от 28.08.2002.

Учитывая, что факт нарушения требований лесного законодательства подтвержден материалами дела, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования о взыскании неустойки в сумме 395399 рублей на основании статей 1, 23, 90, 111, 116 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 72, 76 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551.

Суд апелляционной инстанции отменил решение от 8 апреля 2003 года, указав на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

Отказывая в иске, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что акт освидетельствования составлен с нарушениями порядка, установленного для освидетельствования лесосек, а лесорубочный билет составлен с нарушением норм Лесного кодекса Российской Федерации.

Так, в лесорубочном билете не определен объем лесовосстановительных работ; отсутствует указание, на какой площади в каждом
квартале необходимо осуществить посадку лесных культур; не содержатся условия и способы проведения работ по восстановлению лесов; пунктом “и“ договора на аренду земельных участков от 20.04.1999 возложена обязанность на ответчика по осуществлению лесовосстановительных мероприятий в соответствии с ежегодно утверждаемыми планами природоохранных мероприятий согласно установленным Балаганским лесхозом объемам работ по воспроизводству лесов и заключенным с лесхозом договорам на их проведение; договор на проведение лесовосстановительных работ не заключался; в лесорубочном билете не указан срок проведения лесовосстановительных мероприятий; указание в лесорубочном билете о необходимости проведения лесовосстановительных работ в 2002 году предполагает возможность проведения работ в срок до 31.12.2002; в лесорубочном билете не указаны породы деревьев, подлежащих воспроизводству.

Помимо этого, в акте освидетельствования отсутствуют данные об объемах оставленных на лесосеках порубочных остатков; Балаганским лесхозом не представлены доказательства проведения инструментальной съемки, составления плана, доказательства пересчета на ленточных пробных площадках с измерением диаметра и длины по породам с последующим переводом на всю площадь; перечетная ведомость не соответствует установленным требованиям освидетельствования мест рубок; в акте освидетельствования неправильно указан объем недоруба 494 куб.м.

При таких условиях суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправомерном взыскании с ответчика неустойки судом первой инстанции.

Постановление апелляционной инстанции принято со ссылкой на статьи 1, 83, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, пункты 1.10, 4.4.1, 4.4,2, 4.5, 4.7.2, 4.7.3 Руководства по проведению лесовосстановительных работ в лесах Восточной Сибири, утвержденного 22.01.1997 первым заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России; пункты 7.11, 7.12 Правил рубок главного пользования в лесах Восточной Сибири, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.03.1994 N 70; пункты 13, 22, 23, 40, 41, 71, 72
Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает неправильными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания неустойки.

Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному хозяйству и не входящим в лесной фонд лесам устанавливается законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации права пользования участками лесного фонда возникают с момента получения лесорубочного билета.

В соответствии со статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, предусмотрена ответственность (неустойка) за оставление недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках в размере 4-кратной ставки лесных податей за оставленную на корню древесину; за оставление не вывезенной в срок древесины в размере 7-кратной ставки лесных податей за объем не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины; за неудовлетворительную или несвоевременную очистку мест рубок от порубочных остатков в размере 5-кратной стоимости работ по очистке мест рубок, рассчитанной по действующим в лесхозе расчетно-технологическим картам.

В соответствии с пунктом 76 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации за невыполнение лесовосстановительных мероприятий на вырубках и других, не покрытых лесом землях, предусмотрена ответственность в размере
однократной стоимости создания и выращивания лесных культур до перевода занимаемых ими площадей в покрытые лесом земли.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки за установленные лесонарушения соответствуют установленным им обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам материального права.

В соответствии с абзацем 3 пункта 65 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации по результатам освидетельствования мест рубок и подсочки древостоев составляется акт, который подписывается лесопользователем и лесхозом и в случае выявления нарушений служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований настоящих Правил.

Актом освидетельствования от 28 августа 2002 года, подписанным лесхозом и представителем ЗАО “Зималеспром“, установлены факты нарушений ответчиком лесозаготовительных требований. Указанный акт является безусловным основанием для взыскания неустойки. Обстоятельства, указанные судом апелляционной инстанции касательно порядка составления акта, не влияют на выводы суда первой инстанции о взыскании неустойки.

Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, лесорубочного билета, приводить земли на участках лесного фонда на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, в состояние, указанное в договоре аренды участка лесного фонда, лесорубочном билете, за свой счет.

В соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации установление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород осуществляются лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствии с лесоустроительными проектами с учетом изменений, произошедших в лесном фонде.

Статьей 90 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесопользователи обязаны проводить
лесовосстановительные мероприятия на вырубках способами и за счет средств, указанных в договоре аренды и лесорубочном билете.

Согласно пункту 33 “з“ и “с“ Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, арендатор обязан приводить земли на участке лесного фонда и сдать участок лесного фонда арендодателю в состоянии, указанном в договоре аренды, лесорубочном билете.

Лесорубочным билетом N 78 от 27.08.2001 предусмотрена обязанность лесопользователя произвести лесовосстановление путем создания лесных культур (4000 штук на 1,0 га). Таким образом, в лесорубочном билете отражены объемы лесовосстановления и способ производства работ. Из положений статей 42, 90 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что сроки создания культур определены сроком действия лесорубочного билета. Тот факт, что в лесорубочном билете не указаны породы деревьев, подлежащих восстановлению, не может быть принят во внимание, так как ответчик не проводил никаких лесовосстановительных мероприятий. Ответчик это обстоятельство не отрицает.

Таким образом, оснований для освобождения ЗАО “Зималеспром“ от ответственности за нарушение лесохозяйственных требований не имелось, в связи с чем судом апелляционной инстанции неправомерно отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки.

Учитывая изложенное, постановление апелляционной инстанции от 15 июля 2003 года подлежит отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции от 8 апреля 2003 года - оставлению в силе.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.

В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию с ЗАО “Зималеспром“ государственной пошлины в доход федерального бюджета до 1000
рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной и кассационной инстанций.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 15 июля 2003 года по делу N А19-17894/02-39 отменить. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 апреля 2003 года по делу N А19-17894/02-39 оставить в силе.

Взыскать с закрытого акционерного общества “Зималеспром“ в доход федерального бюджета государственную пошлину 1000 рублей.

Председательствующий

Л.П.НЕСТЕРОВА

Судьи:

Т.П.ВАСИНА

С.Ю.НЕКРАСОВ