Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.08.2003 N А19-18527/02-18-Ф02-2387/03-С1 Дело о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания штрафа за неуплату НДС передано на новое рассмотрение, так как истец не представил официальные письма дипломатического представительства к каждому счету-фактуре, а арбитражный суд не дал правовой оценки данному обстоятельству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 6 августа 2003 г.

Дело N А19-18527/02-18-Ф02-2387/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Косачевой О.И.,

судей: Парской Н.Н., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании: представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску - Сверловой Т.В. (доверенность N 13581 от 02.09.2002) и общества с ограниченной ответственностью “Техресурс-Сервис“ - Федоровой Г.В. (доверенность от 18.11.2002),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску на постановление апелляционной инстанции от 20 мая 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по
делу N А19-18527/02-18 (суд первой инстанции: Дубынина Т.В.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Кулаков Г.Ф., Буяновер П.И.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Техресурс-Сервис“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 09.10.2002 N 01/4-370 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску (налоговая инспекция) в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 469813 рублей 20 копеек, пеней в сумме 82624 рублей 75 копеек и штрафа в сумме 93962 рублей 64 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением от 3 апреля 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 20 мая 2003 года решение отменено, заявленные обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, обязательным условием применения налогоплательщиком ставки 0 процентов является факт официального использования товаров иностранными дипломатическими представительствами (персоналом представительства), что материалами дела не подтверждается.

В связи с тем обстоятельством, что в договорах на поставку автомобилей Генеральному консульству Республики Монголия (консульство) указано, что стоимость каждого автомобиля включает в себя налог на добавленную стоимость, консульством налоги с владельцев автотранспортных средств и на приобретение автотранспортных средств не уплачивались, таможенное оформление приобретенных у общества автомобилей не производилось, приобретенные автомобили не зарегистрированы по месту нахождения консульства, руководителями и главными бухгалтерами общества и поставщиков автомобилей являются одни и те же лица,
налоговая инспекция считает правомерным доначисление обществу налога на добавленную стоимость по ставке 20 процентов по операциям, связанным с реализацией консульству автомобилей.

Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого постановления.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заседании кассационной инстанции представители сторон подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.

Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, в 2000 - 2001 годах обществом было реализовано консульству 32 автомобиля.

При проведении выездной налоговой проверки общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (за исключением единого социального налога) за период с 23.03.2000 по 31.12.2001 налоговой инспекцией установлен факт необоснованного применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации автомобилей консульству.

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 11.09.2002 N 01/4-370 и вынесено решение от 09.10.2002 N 01/4-370 о доначислении обществу налога на добавленную стоимость в сумме 469813 рублей 20 копеек, пеней в сумме 91582 рублей 4 копеек и штрафа в сумме 93962 рублей 64 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вывод апелляционной инстанции о признании недействительным названного решения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 469813 рублей 20 копеек, пеней в сумме 82624 рублей 75 копеек и штрафа в сумме 93962 рублей 64 копеек не соответствует имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с подпунктом “б“ пункта 1 статьи
5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, действовавшего в 2000 году, от налога на добавленную стоимость освобождаются товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала (включая членов семей персонала, проживающих вместе с персоналом) этих представительств, в случаях, если национальным законодательством аккредитующего государства установлена аналогичная льгота в отношении российских дипломатических и приравненных к ним представительств, а также дипломатического и административно-технического персонала (включая членов семей персонала, проживающих вместе с персоналом) этих представительств.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащим применению с 01.01.2001, установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. Порядок применения настоящего подпункта устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как следует из пунктов 4, 5 Правил применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033, организация, реализующая товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки представляет в налоговые органы пакет документов (их копий, заверенных в установленном порядке):

- счет-фактуру с пометкой “Для дипломатических нужд“, выписанный дипломатическому или приравненному к нему представительству, в котором
указано, что товар (работа, услуга) был реализован с применением нулевой налоговой ставки;

- договор, заключенный с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг), включающий спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости;

- официальное письмо дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенного печатью этого представительства) с указанием наименования, адреса организации, реализующей товары, подтверждающее, что данные товары, то есть указанные в счете-фактуре, предназначены для официального использования дипломатическим представительством;

- заверенные в установленном порядке копии платежного документа и приходного кассового ордера, подтверждающих фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к ним представительствам денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг).

Однако в нарушение названных Правил общество не представило официальные письма к каждому счету-фактуре (в томе 3 на л.д. 71, 77, 80 имеются лишь три копии официальных писем без указания требуемых Правилами сведений), а суд апелляционной инстанции не исследовал и не дал оценку названным обстоятельствам.

Суд также не проверил, по какому платежному документу оплачен каждый счет-фактура.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение.

Учитывая, что суд первой инстанции, установив недобросовестность налогоплательщика, также не исследовал указанные обстоятельства, решение от 3 апреля 2003 года подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 3 апреля 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 20 мая 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-18527/02-18 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Председательствующий

О.И.КОСАЧЕВА

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

М.М.ШЕЛЕМИНА